Одной из наиболее интересных тем в дифференциальной психологии являются исследования различий в области понятийного мышления, располагающегося, как показывают экспериментальные данные, на самых верхних уровнях когнитивной иерархии (см. Веккер, 1998). Несмотря на то, что традиционно эти исследования основываются на использовании конструкта "когнитивный стиль", полученный материал имеет гораздо более широкий общепсихологический контекст. С другой стороны, нужно иметь в виду, что "психологи используют определения "класс" или "понятие" в очень широком смысле, обозначая ими обширный круг операций группировки" (Коуд, Скрибиер, 1977).
Прежде всего, отметим важность феномена "значения" — центральной характеристики в организации понятийного процесса, основанного на операции разведения и соотнесения уровней значения. М. Льюис, например, отмечает, что уже детский крик имеет совершенно различное значение в возрасте трех или двенадцати месяцев (Lewis, 1967). С момента возникновения у ребенка проблесков мышления его способность выявлять значения в окружающем мире и в собственных реакциях становится залогом качественного развития.
Анализ формирования понятий и оперирования значимыми признаками проводится, как правило, с помощью метода классификации. Важно учитывать, какие признаки используются при определении значения как классификационного основания: перцептивные или функциональные. Широко исследованы основные измерения, связанные с индивидуальной вариативностью в оперировании со значениями.
"Абстрактность—конкретность" проявляется в специфике формирования понятий. При этом предполагается, что "чем конкретнее структура, тем более она зависит от физических атрибутов (то есть перцептивно выделяемых признаков) активирующего стимула" (Harve, Hunt, Schroder, 1961). Личность "абстрактного типа" использует больше информации и большее число стратегий для разрешения возникающих проблем (Schroder et и/,, J967). Некоторые авторы называют "абстрактной" только неперцептивную классификацию, основанную исключительно на названии класса.
"Концептуальная интегрированность" проявляется в виде склонности к "соотнесению частей (понятий) друг с другом и с предшествующими концептуальными стандартами" (Наше ef ai., 1961). Эмпирически выделяют стратегии продуцирования и комбинирования понятиями.
"Величина диапазона когнитивной эквивалентности" (Gardner et al., 1959) характеризует стратегию мышления субъекта в зависимости от количества понятий, которые он использует для решения заданий, формирования категорий в процессе обобщения. В процессе теста сортировки понятий (который используется так же часто, как и тест сортировки объектов по перцептивным признакам) "аналитики", обладающие узким диапазоном когнитивной эквивалентности, выделяют большое количество групп, ориентируясь на многообразие, а "синтетики", ориентируясь на сходство, выделяют меньшее количество классов объектов. Имеются обширные данные о связи этих стратегий мышления с разноуровневыми параметрами индивидуальности, "Аналитики" переоценивают физический интервал времени, затрудняются в разъединении реакций на значительно отставленные во времени стимулы, акцентируют реально-эмоциогенные свойства объекта, характеризуются левополушарным преобладанием активации в затылочных областях (по данным ЭЭГ). "Синтетики" больше склонны к реакции гнева, а не страха, затушевывают эмоциогенные свойства объекта, стремятся к обзору, систематизации и компоновке данных (см. Колга (ред.), 1986).
"Ригидность—гибкость "познавательного контроля оценивается с точки зрения эффективности преодоления стереотипа и оценивается по скорости и точности выполнении критического задания (Gardner et al-, 1959), а также характеризует помехоустойчивость индивида в процессе переключения на другие виды и способы деятельности в соответствии с объективными требованиями.
"Узость—широта категоризации "описывает индивидуальные различия в классификационных стратегиях. Для определения степени выраженности этого стилевого параметра используют две измерительные процедуры. Первая базируется на свободной сортировке объектов (субъект сам определяет основания для классификации) на основе сходства (Gardner & Schoen, 1962). Предпочтение большого количества групп с маленьким числом объектов в каждой отражает узкую категоризацию; предпочтение малого числа групп с небольшим количеством объектов в каждой из них является индикатором широты категоризации. Во втором типе измерительной процедуры используется широкий набор заданий, в которых субъект должен образовывать группы на основе определенной категории (Peftigrew, 1958; Waltach &. Caron, 1959). В исследованиях Дж.Блока (Block et al., 19S1; 1986) и Н.Когана (Kogan, 1976; 1994) была показана устойчивость (внутренняя консистентность) показателей узости—широты категоризации у четырехлетних детей.