Эмоциональные и неэмоциональные субъекты

Связь эмоций, имеющих неоднозначную детерминацию и обладающих как сильно выраженным физиологическим, так и не менее сильно выраженным психологическим и психосоциальным компонентами (см. Веккер, 1981; Ekman, 1978, 1993; Ekman & Davidson, (Eds.), 1996) с другими иерархическими уровнями индивидуальности обнаружи­вается на самых ранних стадиях развития. Х.Джонс (1950) обнаружил у детей младшей группы детского сада разли­чия в кожных ощущениях (измеряемых на основе электро-дермографической реакции), которые он связал с особен­ностями самовыражения. Выражающие вовне свои эмоции дети обладали слабой реакцией, свидетельствующей о меньшем напряжении. Сдерживающие свои эмоциональ­ные отклики дети отличались сильной электродермографической реакцией, тогда как третья группа детей отли­чалась выраженностью генерализованных реакций всего организма.

Эмоциональность, как и многие другие характеристи­ки индивидуальности, различается по своей направлен­ности. Субъекты с выраженной эмоциональной ориента­цией на себя характеризуются высокой тревожностью, склонностью к депрессивным и ипохондрическим рас­стройствам (Либина, Либин,!998). Два других вида ориен­тации (см. подробнее главу 8) связаны с интенсивностью переживаний по отношению к предметной (ориентация на объект) или коммуникативной (ориентация на других) активности. Два последних типа ориентации соотносятся с темпераментальными параметрами — предметной и со­циальной эмоциональностью (Русалов, 1990).

В наших исследованиях соотношения стилевых и темпераментальных признаков в структуре индивидуальности была выявлена негативная корреляция между социальной эргичностью (характеризующей интенсивность социального взаимодействия) и предметной эмоциональностью у им­пульсивных мужчин, а также негативная связь между пред­метной эргичностью и предметной эмоциональностью у импульсивных женщин (Либин, 1993). Эти соотношения оказались воспроизводимы на различных выборках, общей численностью 250 человек. Очевидно, у субъектов, склон­ных к импульсивному стилю поведения, сопровождающе­муся высокими показателями эмоциональности, образу­ется своеобразный компенсаторный механизм, сдерживаю­щий возможные значительные энергозатраты (из-за низ­кого уровня саморегуляции) в случае отрицательного внеш­него подкрепления. Иной механизм соотношения актив­ности и эмоциональности обнаруживается у рефлексив­ных субъектов, характеризующихся более длительным ин­тервалом времени, затрачиваемого на подготовку перед принятием любого решения. Рефлексивные субъекты, как мужчины, так и женщины, значимо отличаются от им­пульсивных по показателям эргичности и эмоциональнос­ти. Низкая эмоциональность рефлексивов, затрудняющая процесс обратной связи, а значит и выбор наиболее опти­мальной, экономящей силы стратегии поведения, ком­пенсируется более высоким уровнем эргичности (позитивно коррелирующей с эмоциональностью в их структуре тем­перамента), Рефлексивный может позволить себе потратить большее количество энергии и, соответственно, времени на проработку дополнительных вариантов пове­дения.

Низкие показатели эмоциональности отмечаются так­же у руководителей в некоторых профессиональных сфе­рах, но, в любом случае, адаптированный индивидуум обладает способностью к компенсации недостающей чув­ствительности. Иное дело, когда из-за различных наруше­ний в работе системы "психика—организм" компенсация становится невозможной. Разумеется, нет людей с абсо­лютно подавленной системой эмоциональных проявлений. Тем не менее можно говорить о чрезвычайно низком уровне выраженности эмоций у людей с определенными девиа­циями. Эмоциональная "холодность" отмечается у страда­ющих шизофренией и аутизмом, что вполне согласуется с гипотезой П.К.Анохина (1975), согласно которой эмоции являются важнейшей характеристикой обратной связи. Случаи отмеченных патологических нарушений характе­ризуются, в первую очередь, затруднениями в получении сигналов обратной связи. При шизофрении нарушается контакт между психикой (ментальными структурами) и поддерживающим ее организмом (физическими структу­рами), происходит "потеря связи с собой"; в отличие от этого аутизм, например, определяется как нарушение про­цесса коммуникации с другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: