Связь эмоций, имеющих неоднозначную детерминацию и обладающих как сильно выраженным физиологическим, так и не менее сильно выраженным психологическим и психосоциальным компонентами (см. Веккер, 1981; Ekman, 1978, 1993; Ekman & Davidson, (Eds.), 1996) с другими иерархическими уровнями индивидуальности обнаруживается на самых ранних стадиях развития. Х.Джонс (1950) обнаружил у детей младшей группы детского сада различия в кожных ощущениях (измеряемых на основе электро-дермографической реакции), которые он связал с особенностями самовыражения. Выражающие вовне свои эмоции дети обладали слабой реакцией, свидетельствующей о меньшем напряжении. Сдерживающие свои эмоциональные отклики дети отличались сильной электродермографической реакцией, тогда как третья группа детей отличалась выраженностью генерализованных реакций всего организма.
Эмоциональность, как и многие другие характеристики индивидуальности, различается по своей направленности. Субъекты с выраженной эмоциональной ориентацией на себя характеризуются высокой тревожностью, склонностью к депрессивным и ипохондрическим расстройствам (Либина, Либин,!998). Два других вида ориентации (см. подробнее главу 8) связаны с интенсивностью переживаний по отношению к предметной (ориентация на объект) или коммуникативной (ориентация на других) активности. Два последних типа ориентации соотносятся с темпераментальными параметрами — предметной и социальной эмоциональностью (Русалов, 1990).
В наших исследованиях соотношения стилевых и темпераментальных признаков в структуре индивидуальности была выявлена негативная корреляция между социальной эргичностью (характеризующей интенсивность социального взаимодействия) и предметной эмоциональностью у импульсивных мужчин, а также негативная связь между предметной эргичностью и предметной эмоциональностью у импульсивных женщин (Либин, 1993). Эти соотношения оказались воспроизводимы на различных выборках, общей численностью 250 человек. Очевидно, у субъектов, склонных к импульсивному стилю поведения, сопровождающемуся высокими показателями эмоциональности, образуется своеобразный компенсаторный механизм, сдерживающий возможные значительные энергозатраты (из-за низкого уровня саморегуляции) в случае отрицательного внешнего подкрепления. Иной механизм соотношения активности и эмоциональности обнаруживается у рефлексивных субъектов, характеризующихся более длительным интервалом времени, затрачиваемого на подготовку перед принятием любого решения. Рефлексивные субъекты, как мужчины, так и женщины, значимо отличаются от импульсивных по показателям эргичности и эмоциональности. Низкая эмоциональность рефлексивов, затрудняющая процесс обратной связи, а значит и выбор наиболее оптимальной, экономящей силы стратегии поведения, компенсируется более высоким уровнем эргичности (позитивно коррелирующей с эмоциональностью в их структуре темперамента), Рефлексивный может позволить себе потратить большее количество энергии и, соответственно, времени на проработку дополнительных вариантов поведения.
Низкие показатели эмоциональности отмечаются также у руководителей в некоторых профессиональных сферах, но, в любом случае, адаптированный индивидуум обладает способностью к компенсации недостающей чувствительности. Иное дело, когда из-за различных нарушений в работе системы "психика—организм" компенсация становится невозможной. Разумеется, нет людей с абсолютно подавленной системой эмоциональных проявлений. Тем не менее можно говорить о чрезвычайно низком уровне выраженности эмоций у людей с определенными девиациями. Эмоциональная "холодность" отмечается у страдающих шизофренией и аутизмом, что вполне согласуется с гипотезой П.К.Анохина (1975), согласно которой эмоции являются важнейшей характеристикой обратной связи. Случаи отмеченных патологических нарушений характеризуются, в первую очередь, затруднениями в получении сигналов обратной связи. При шизофрении нарушается контакт между психикой (ментальными структурами) и поддерживающим ее организмом (физическими структурами), происходит "потеря связи с собой"; в отличие от этого аутизм, например, определяется как нарушение процесса коммуникации с другими.