Эмоциональные предпочтения, реакции и стили

Индивидуальные различия в эмоциональной сфере изу­чаются в двух наиболее разработанных аспектах — в связи с отнесенностыо первичных (в отличие от высших) эмо­ций к темпераментальному фактору (см. главу 5), а также в связи с изучением формирования эмоциональных реак­ций под влиянием социальных интеракций.

Хотя различия в модальной окраске эмоциональности проявляются у младенцев уже в первые месяцы жизни, однозначно определять складывающиеся у ребенка эмо­циональные стили реагирования как констутициональный фактор было бы поспешно. Дж. Бельски с коллегами (Belsky, Fish & Isabella, 1991) исследовали изменения в негатив­ной и позитивной окраске эмоций у младенцев в период с трех до девяти месяцев в связи с характеристиками семейной атмосферы.

Общий вывод, который делают авторы исследования — стабильность и изменчивость детской эмоциональности за­висит и от эмоциональной атмосферы в семейной среде.

Процесс социализации оказывает очень сильное влияние и на эмоциональное регулирование процесса коммуникации, что отображается в эмоциональных компонентах стиля со­циального взаимодействия. Например, склонность родите­лей обсуждать эмоциональные проблемы ведет к более луч­шему пониманию ребенком собственных эмоций и развива­ет у него способность к саморегуляции. В разных семьях отно­сятся неодинаково к проблеме "разговоров по душам". Реги­страция обсуждения эмоциональных состояний между мате­рями и их трехлетними детьми показала, что частота варьи­рует от 25 до 2 обсуждений в час {Dunn &. Brown & Beardsati, 1991). В данном случае количество оказалось тесно связано с качеством, проявляющимся в последующем понимании деть­ми эмоционального контекста коммуникаций. Чем больше матери обсуждали со своими трехлетними детьми различные эмоциональные состояния, тем более успешно адаптирова­лись дети, достигнув шестилетнего возраста, к эмоциональ­ным проявлениям незнакомых взрослых.

В последнее десятилетие весьма активно разрабатывает­ся проблема эмоциональных стилей как индивидуальных детерминант (см. Дорфман, 1994), характеризующихся раз­личиями как в предпочтении определенных переживаний, так и в способах их выражения. Изучение будущих специа­листов в области художественных профессий показало, что люди "испытывают предпочтения к эмоциональным пе­реживаниям определенного характера в зависимости от осо­бенностей своего темперамента" (Дорфман, 1988). Так, интроверты-танцовшики осуществляют выбор танцевальных партий в связи с побуждениями к эмоциональным пере­живаниям печали и страха, тогда как экстраверты-танцов­щики выбирают партии, побуждающие к переживаниям гнева. Среди оркестрантов также обнаруживаются разли­чия в предпочтении исполнения музыкальных произведе­ний. Экстраверты стремятся исполнять произведения, по­буждающие к эмоциональным переживаниям, включаю­щим радость, активность, и избегают переживаний, свя­занных с печалью; интроверты игнорируют музыкальные произведения, вызывающие переживания гнева, активно­сти и радости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: