Индивидуальные различия в эмоциональной сфере изучаются в двух наиболее разработанных аспектах — в связи с отнесенностыо первичных (в отличие от высших) эмоций к темпераментальному фактору (см. главу 5), а также в связи с изучением формирования эмоциональных реакций под влиянием социальных интеракций.
Хотя различия в модальной окраске эмоциональности проявляются у младенцев уже в первые месяцы жизни, однозначно определять складывающиеся у ребенка эмоциональные стили реагирования как констутициональный фактор было бы поспешно. Дж. Бельски с коллегами (Belsky, Fish & Isabella, 1991) исследовали изменения в негативной и позитивной окраске эмоций у младенцев в период с трех до девяти месяцев в связи с характеристиками семейной атмосферы.
Общий вывод, который делают авторы исследования — стабильность и изменчивость детской эмоциональности зависит и от эмоциональной атмосферы в семейной среде.
Процесс социализации оказывает очень сильное влияние и на эмоциональное регулирование процесса коммуникации, что отображается в эмоциональных компонентах стиля социального взаимодействия. Например, склонность родителей обсуждать эмоциональные проблемы ведет к более лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развивает у него способность к саморегуляции. В разных семьях относятся неодинаково к проблеме "разговоров по душам". Регистрация обсуждения эмоциональных состояний между матерями и их трехлетними детьми показала, что частота варьирует от 25 до 2 обсуждений в час {Dunn &. Brown & Beardsati, 1991). В данном случае количество оказалось тесно связано с качеством, проявляющимся в последующем понимании детьми эмоционального контекста коммуникаций. Чем больше матери обсуждали со своими трехлетними детьми различные эмоциональные состояния, тем более успешно адаптировались дети, достигнув шестилетнего возраста, к эмоциональным проявлениям незнакомых взрослых.
|
|
В последнее десятилетие весьма активно разрабатывается проблема эмоциональных стилей как индивидуальных детерминант (см. Дорфман, 1994), характеризующихся различиями как в предпочтении определенных переживаний, так и в способах их выражения. Изучение будущих специалистов в области художественных профессий показало, что люди "испытывают предпочтения к эмоциональным переживаниям определенного характера в зависимости от особенностей своего темперамента" (Дорфман, 1988). Так, интроверты-танцовшики осуществляют выбор танцевальных партий в связи с побуждениями к эмоциональным переживаниям печали и страха, тогда как экстраверты-танцовщики выбирают партии, побуждающие к переживаниям гнева. Среди оркестрантов также обнаруживаются различия в предпочтении исполнения музыкальных произведений. Экстраверты стремятся исполнять произведения, побуждающие к эмоциональным переживаниям, включающим радость, активность, и избегают переживаний, связанных с печалью; интроверты игнорируют музыкальные произведения, вызывающие переживания гнева, активности и радости.