Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника

Содержание основных структурных элементов.

Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень его педагогической культуры. Он включает такие составляющие, как: личность самого социального работника, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества.

Личность специалиста. Именно через личность с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями воспринимается теоретический и практический опыт. Личность специалиста – это тот внутренний мир, на фоне которого происходили и происходят усвоение и накопление его личностного социально-педагогического опыта.

Теоретический социально-педагогический опыт – это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания лежат в основе собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные – необходимый компонент, предрасположения и предостережения, которые надо учитывать специалисту; профессиональные – особенности, сферы проявления. Совокупность знаний показывают то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.

Практический опыт представляет усвоенные умения и навыки – это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов, при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию социальным работником и может быть им использован в типичных ситуациях. В содержание педагогического опыта включаются:

- уровень владения специалистом искусством педагогической деятельности (педагогическое мастерство);

- развитие профессионально важных личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социальной работы в интересах эффективности профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство складывается из уровня:

- владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;

- развития у него педагогической техники: самоуправления; вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека; культуры общения; культуры речи.

Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:

v Педагогическая направленность – это особенности развития и воспитания личности, характеризующие ее предрасположенность к педагогической деятельности, в том числе и в отношении людей – объектов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

v Нравственные качества – это то, что усвоено человеком и стало его отличительной чертой. К ним относятся: нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, общению, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравственные чувства: удовлетворение от повседневного проявления нравственности, стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем, социальной работы, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути; неудовлетворение от нерешенных социальных проблем человека, несоблюдения моральных норм как самим, так и другими. Это такие нравственные чувства специалиста, как долг, совесть, честь. Именно они способствуют формированию нравственных привычек.

v Коммуникативные качества – способность быстрои правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом, человеком, кому нужна его помощь. Эффективность его деятельности зависит от искусства его поведения с клиентом. К коммуникативным качествам относятся:

- контактность в общении – способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие;

- каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента) – суггестопедийность. Он означает использование внушения в процессе обучения.

v Перцептивные качества – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать как свое внутреннее состояние, так и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

- педагогическая интуиция – способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и внутреннего состояния человека, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, возможности решения стоящих перед ним социальных проблем;

- рефлексия – умение видеть себя глазами другого человека;

- педагогическое мышление – это способность социального работника осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;

- педагогическое воображение – это способность специалиста в процессе социальной работы представлять поведение свое и клиента, динамику их изменения.

v Эмоциональные качества личности, характеризующие переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе работы с ним и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:

- эмоциональная устойчивость – самообладание, способность к саморегуляции, позволяющая социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности;

- эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессиональных важных качеств находят проявление в его личном социально педагогическом опыте – внутренней составляющей педагогической культуры этого социального работника.

Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление личного опыта в индивидуальном стиле его деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности есть своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности социального работника включает:

а) проявление специалистом себя как профессионала;

б) нравственный идеал специалиста в профессиональной деятельности, который определяет сформировавшееся у него отношение к ней и культуру проявления в социальной работе;

в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним;

г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности социального работника через:

- реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности;

- проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи);

д) педагогический такт и этика в процессе социальной работы – соблюдение специалистом этических норм и выполнение правил в процессе профессиональной деятельности;

е) уровень достигаемых результатов в работе специалиста.

Реальная жизнь показывает, что сферами проявления педагогической культуры человека являются: отношение к себе, своему совершенствованию, взаимодействие с другими людьми, воспитание и другие, в которых непосредственно приходится решать педагогические задачи. К таким сферам относятся:

- отношение к себе, самопознанию, самопроявлению в обществе других людей, самосовершенствованию;

- отношение к другим людям, общению, взаимодействию, взаимовлиянию, взаимопомощи;

- отношение к окружающей среде, взаимодействию с ней, ее познанию, рациональному и целесообразному использованию в самосовершенствовании;

- отношение к семье, ее социальной роли и своей в ней, деятельности по ее сохранению и нравственному укреплению, развитию культуры семейных взаимоотношений, воспитанию детей;

- профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, отношениями с ними, общением, взаимодействием, взаимоотношениями с коллегами, с клиентом в процессе социальной работы.

Анализ практики человека в различных средах жизнедеятельности показывает, что среди них можно выделить наиболее типичные формы проявлений внешней педагогической культуры. К ним относятся:

- естественная, повседневная. Она имеет место у людей, для которых естественность проявления в деятельности является нормой;

- показная, или демонстрационная. Она характерна для людей, которые в определенных ситуациях стараются показать себя иными, чем являются на самом деле;

- ситуативная. Она присуща людям, чье поведение имеет ситуативный характер. Такой человек зависит от среды и того социального статуса, который он занимает в ней.

В специальной литературе выделяют уровни педагогической культуры, характеризующие человека. Применительно к специалисту социальной сферы их можно определить следующим образом:

Ø Высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для специалиста, склонного к социально-педагогической деятельности, глубоко усвоившего опыт ее реализации в процессе социальной работы, общении с людьми, заинтересованного в педагогическом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Такой специалист добивается высоких результатов в своей практике. Педагогический аспект придает его профессиональной деятельности особый колорит, привлекательность, и клиенты в общении с ним чувствуют себя чаще удовлетворенными.

Ø Средний (достаточный) уровень характерен для специалиста, предрасположенного к социально-педагогической деятельности, имеющего определенный опыт в ней, постоянно работающего над своим педагогическим самосовершенствованием и активно реализующего этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогический аспект работы такого социального работника помогает ему в налаживании контакта с клиентом и отражается на достигаемых результатах.

Ø Низкий уровень социально-педагогической культуры специалиста характерен для людей, которые не осознали важность педагогического аспекта в социальной работе, относятся к профессиональной деятельности как к ремеслу. От общения с ними нередко остается тяжелый осадок, и даже при решении социальной проблемы клиент испытывает чувство неудовлетворения. В их работе далеко не всегда ощущается участие, желание действительно помочь клиенту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: