I. Классификация видов анализа.
II. Последовательность проведения анализа.
I. Классификация видов анализа.
1. по отраслям
а) отраслевой - по торговле, производству, транспорту и другим отраслям;
б) межотраслевой - теоретическая основа проведения анализа;
2. по времени проведения
а) предварительный - анализ до проведения операций, предварительный анализ нужен, чтобы вовремя вскрыть недостатки и устранить их;
б) последующий - анализ после проведения операции, последующий анализ необходим для разработки планов на перспективу;
в) оперативный - проводится за день, неделю, декаду;
г) итоговый анализ-это по окончанию месяца, квартала, полугодие, 9 месяцев и год.
3. по пространственному признаку:
а) внутрифирменный - анализ проводится на конкретном одном предприятии;
б) межфирменный - анализ проводится на двух или более предприятиях, а затем результаты сравниваются;
4.по функциональному признаку:
а) финансовый
б) управленческий
в) экономико-статистический
г) маркетинговый и др.
5. по содержанию программ анализа:
а) комплексный - всесторонний анализ;
б) тематический - это анализ одной или нескольких сторон хозяйственной деятельности предприятия (анализ заработной платы, товарных запасов и др.).
II. Последовательность проведения анализа.
Последовательность анализа - это схема проведения анализа.
I. ЦЕЛИ АНАЛИЗА:
1. Проверить выполнение планов, заданий, норм и нормативов;
2. Выявить причины отрицательных и положительных сторон деятельности предприятия;
3. Выявить факторы, повлиявшие на изменение показателей;
4. Изыскать неиспользованные резервы;
II. ОБЪЕКТ (место) ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА:
Магазин, розничное торговое предприятие, универмаг, торговый центр, торговая палатка и др.
III. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА:
Месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год.
IV. МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ АНАЛИЗЕ:
1. Плановые материалы- планы по показателям, нормы и нормативы;
2. Учётные материалы:
а) бухгалтерские отчёты- Ф № 1- баланс; Ф№2-”Отчёт о прибылях и убытках”, Ф№3- “ Отчёт об издержках обращения”;
б) статистические отчетности - Ф№1-торг; Ф№3-торг; Ф№7-торг; Ф№11-заг и др.
в) оперативные отчеты - товарно-денежный отчет, отчет по кассе.
3. Внеучетные материалы- протоколы собраний, совещаний, рекомендации, указания, информация со слов работников;
4. социально-экономические показатели:
а) численность населения;
б) половозростной состав;
в) денежные доходы населения.
V. СОСТАВЛЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ:
Требования к составлению таблицы:
1. Над таблицей необходимо записать заголовок в котором указывается анализируемый показатель, место проведения, время проведения и единица измерения;
2. Внутри таблицы единица измерения не указывается, а цифры округляются с одинаковой степенью точности;
3. Таблица должна иметь законченный вид.
Анализ оборота розничной торговли по райпо за 2003 год.
Сам анализ
тыс.руб
Наименование показателей | Прошлый год | Отчетный год | Динамика | % выполнения плана | Отклонение | |
План | Факт | |||||
оборот розничной торговли |
VI. САМ АНАЛИЗ:
Сам анализ - это расчеты, которые делают на основе подобранных материалов, методом сравнения. Результат можно определить либо в виде отклонения, либо в виде процентов.
1. Динамика;
2. % выполнения плана;
3. Отклонения и т.д.
VII. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
В выводах сначала указываются положительные стороны работы предприятия, затем указывают отрицательные стороны, недостатки, затем указывают причины недостатков. В предложениях намечают пути по устранению недостатков и мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности.