Вопрос 8. Организация маркетинговой деятельности

Вопрос 7. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА

Комплекс маркетинга — это набор допускающих контроль пе­ременных факторов маркетинга, совокупность которых предприятие использует для того, чтобы вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Многочисленные возможности воздействия на рынок можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, распространение и стимулирование.

Товар — это набор изделий и услуг, которые предприятие предлага­ет целевому рынку. Так, товаром может быть новое болеутоляющее средство в виде таблеток в флаконе, который не смогут открыть дети, с трехлетним сроком хранения, марочным названием «Лала-лин» и гарантией возврата денег в случае неудовлетворенности по­купателя.

Цена — денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Предприятие предлагает розничные и оптовые цены, льготные цены и скидки, продажу в кредит. Назначенная пена должна соответствовать равновесной цене (цене равновесия спроса и предложения), иначе покупатели будут приобретать това­ры конкурентов.

Распространение — деятельность, благодаря которой товар ста­новится доступным для целевых потребителей. Так, предприятие под­бирает оптовых и розничных торговцев, убеждает их заботиться о хорошей выкладке товара в магазинах, следит за поддержанием его запасов и обеспечивает эффективную транспортировку и складиро­вание.

Стимулирование — деятельность предприятия по распростране­нию сведений о достоинствах товара и убеждению потребителей по­купать его. Предприятие оплачивает рекламу, нанимает продавцов, продвигает товар на рынок с помощью специальных мероприятий, организует его пропаганду.

Система планирования маркетинга. В ее составе выделяют систе­му стратегического планирования и систему планирования марке­тинга. Стратегическое планирование основано на том, что у любого предприятия есть несколько сфер деятельности. Например, три сфе­ры — производство парфюмерно-косметических товаров, произ­водство оборудования косметических кабинетов, производство пла­стыря и клея. Каждая сфера деятельности может быть представлена несколькими товарами. Для поддержания роста предприятия следу­ет развертывать достаточное число новых перспективных производств и предлагать достаточный объем новых товаров. Планирование мар­кетинга — это разработка планов для каждого отдельного произ­водства, товара или товарной марки. При этом имеется в виду, что уже принято стратегическое решение относительно развития каж­дого из своих производств. После этого для них детально разрабаты­вается план маркетинга.

Предприятия разрабатывают как минимум два плана — перспек­тивный и краткосрочный. Сначала готовится перспективный план (на 3—5 и более лет). В нем излагаются характеристики основных факторов, которые будут оказывать влияние на рынок товаров пред­приятия в течение предстоящего периода, определяются цели и основные стратегические приемы захвата намеченной доли рынка. Указываются размер ожидаемой прибыли, сумма необходимых затрат и ожидаемых доходов. Каждый год (а при необходимости чаще) этот план следует пересматривать и корректировать. Затем разраба­тывается краткосрочный тан (на год или более короткий срок). Это развернутый вариант перспективного плана на первый год (полуго­дие, квартал) его осуществления. В нем дается изложение текущей маркетинговой ситуации, перечисляются угрозы и возможности, цели и проблемы, связанные с выпуском товара, излагаются стра­тегия маркетинга на год и программа действий. Составляется бюд­жет маркетинга, т.е. указывается сумма сметных ассигнований, оп­ределяется порядок контроля. Этот план — основа для координа­ции всех видов деятельности (производственной, маркетинговой и финансовой).

Система организации службы маркетинга. Это система должна быть в состоянии взять на себя маркетинговую работу, включая планирование, и обеспечить реализацию стратегических планов. Если предприятие малое, то маркетинговые обязанности могут быть воз­ложены на одного человека. Этого человека могут называть управ­ляющим службой сбыта, управляющим по маркетингу, директо­ром маркетинга. Если предприятие крупное, то в нем обычно рабо­тают несколько специалистов в области маркетинга. Это продавцы, управляющие сбытом, исследователи маркетинга, специалисты по рекламе, а также ответственные за производство разных товаров, менеджеры по сегментам рынка и работники службы сервиса для клиентов. Осуществлением всех маркетинговых функций руководит отдел маркетинга. На практике используют следующие схе­мы организации отдела или службы маркетинга.

Функциональная организация характеризуется тем, что специали­сты по маркетингу руководят разными функциями маркетинговой деятельности. Они подчиняются директору по маркетингу, кото­рый координирует их работу. Например, в отделе может быть пять таких специалистов: управляющий службой маркетинга, управля­ющий службой рекламы и стимулирования сбыта, управляющий службой сбыта, управляющий службой маркетинговых исследова­ний и управляющий по новым товарам. Кроме них могут быть еще управляющий службой сервиса для клиентов, управляющий служ­бой планирования маркетинга и управляющий службой товародви­жения. Основным достоинством функциональной организации яв­ляется простота управления. Однако по мере роста товарного ас­сортимента и рынков эта схема теряет свою эффективность.

Организация по географическому принципу используется предпри­ятиями, торгующими по всей территории страны. В отдел марке­тинга входит управляющий общенациональной службой сбыта. Он руководит управляющими региональными службами сбыта, а в их подчинении имеются местные торговые агенты.

Организация по товарному принципу применяется предприятия­ми, выпускающими широкую товарную номенклатуру и разнообразные марки товаров и использующими дополнительный уро­вень управления — менеджеров по товарам. Товарным производ­ством руководит управляющий по товарной номенклатуре, кото­рому подчиняются несколько управляющих по группам товаров, которым, в свою очередь, подчиняются менеджеры по товарам, ответственные за производство и реализацию конкретного товара. Каждый менеджер по товару самостоятельно разрабатывает соб­ственные производственные планы, следит за их выполнением, контролирует результаты, а при необходимости и пересматривает эти планы.

Организация по рыночному принципу внедряется предприятиями, которые работают на разных рынках и используют в качестве до­полнительного уровня управления менеджеров по рынкам. Напри­мер, в ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат» продает сталь предприятиям железнодорожного транспорта, промышленности строительных материалов и коммунального хозяйства. Использова­ние организации по рыночному принципу желательно в тех случа­ях, когда на разных рынках проявляются различные покупатель­ские привычки или товарные предпочтения.

Организация по товарно-рыночному принципу применяется пред­приятиями, которые работают с различными товарами на разных рынках и используют в качестве дополнительных уровней управле­ния менеджеров по товарам и менеджеров по рынкам. Это наиболее эффективная система. Однако она требует больших затрат и порож­дает конфликты. Вот примеры двух возможных конфликтных ситу­аций: 1) Какой должна быть организация штата продавцов! Напри­мер, следует ли подразделениям товаров широкого потребления иметь отдельные штаты продавцов для торговли вискозой, нейло­ном и прочими волокнами? Или же следует сгруппировать продав­цов по рынкам мужской одежды, женской одежды и пр.? 2) Кто должен устанавливать цену на конкретный товар на конкретном рынке! В указанном выше примере должен ли менеджер по нейлону иметь право окончательного решения при установлении цен на нейлон на всех рынках?

Система маркетингового контроля. Эта система включает три типа контроля: контроль исполнения годовых планов, контроль прибыль­ности и контроль исполнения стратегических установок. Задача кон­троля исполнения годовых планов — убедиться, что предприятие выходит на все показатели, заложенные в годовой план. Контроль прибыльности заключается в периодическом анализе фактической прибыльности по различным товарам, группам потребителей, ка­налам сбыта и объемам заказов. Кроме того, следует исследовать эффективность маркетинга, чтобы выяснить, как можно повысить результативность различных маркетинговых мероприятий. Контроль исполнения стратегических установок предполагает оценку степени достижения главных целей маркетинговой деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: