Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция № 9
Способы формирования орфографического и пунктуационного навыков (1 час)
1. Упражнения – как обязательный элемент процесса обучения орфографии и пунктуации.
2. Система упражнений по применению принципов орфографии и пунктуации.
Орфография и пунктуация регламентируют все средства графической передачи устной речи на письме, поэтому выполнение упражнений по орфографии и пунктуации – один из важнейших видов работы по практике русской речи и обязательный элемент обучения правописанию. В процессе выполнения разнообразных упражнений формируется навык анализа орфограмм и пунктограмм, что необходимо любому пишущему на родном языке.
Орфографический анализ и пунктуационный анализ (или разбор) как вид работы должен осуществляться почти на каждом занятии по русскому языку, тогда и вырабатывается навык орфографически правильной письменной речи.
Функция орфографического и пунктуационного анализа не только обучающая, но и контролирующая, так как, работая над орфограммами и пунктограммами, пишущий приводит в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, систематизируя при этом сведения из фонетики, лексикологии, словообразования и грамматики.
|
|
В системе упражнений по орфографии и пунктуации должны быть, во-первых, упражнения на повторение основных и орфографических правил, во-вторых, упражнения, обучающие орфографическому и пунктуационному анализу, в-третьих, упражнения, предполагающие развитие умения проверять и редактировать письменные тексты разных стилей и любой степени сложности, в-пятых, упражнения обобщающего характера, позволяющие закрепить полученные умения и навыки.
Термин "психолингвистика" был впервые употреблен в США в 1946 г., но вошёл в научный обиход лишь в 1963, когда, получив определенное содержание, он стал обозначать формировавшуюся новую научную теорию. Термин состоит из двух частей: психо — общая часть со словом психология (греч. psyche — душа) и лингвистика (лат. lingua — язык).
Объект науки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки — абстрактная система объектов или система абстрактных объектов.
Объектом лингвистики являются язык и речь человека, используемая им для разных целей и в разных ситуациях. Этот же объект и у психолингвистики, и у других языковедческих дисциплин. Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации. Предметом психолингвистики является не устройство знаковой системы, а процесс создания и восприятия знаков языка в сознании их носителей. Она по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету и по методам — с психологией, изучающей порождение, функционирование и строение психического отражения реальности.