Язык - это деятельность человеческого духа

Тема 2 ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

ЯЗЫК - РЕЧЬ - РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Принципиально важным для отечественной психолингвистики являет­ся работа Л.В.Щербы 1931 г. трояком аспекте языковых явлений и экс­перименте в языкознании", где он предложил в качестве предмета психо­лингвистики следующие три аспекта языка. Первый аспект — это речевая деятельность, под которой ученый понимал процессы говорения и понима­ния. Процессы понимания, интерпретации знаков являются не менее ак­тивными, чем процессы произнесения звуков, говорения. Из этого следует, что "этот механизм, эта речевая организация человека никак не может равняться сумме речевого опыта (говорения и понимание) данного индиви­да, а должна быть какой-то своеобразной переработкой этого опыта". Вто­рым аспектом он считал языковую систему — прежде всего словарь и грам­матику: "Правильно составленные словарь и грамматика должны исчерпы­вать знание данного языка". Третий аспект языковых явлений — это язы­ковой материал. Это "не деятельность отдельных индивидов, а совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или дру­гую эпоху жизни данной общественной группы. На языке лингвистов это тексты, в представлении старого филолога это литература, рукописи, кни­ги". Отношение между речевой деятельностью и языковым материалом та­ково: речевая деятельность создает языковой материал. Языковая система выводится из языкового материала. Речевая деятельность является одно­временно в то же время и языковым материалом, она несет в себе и изме­нение языковой системы.

В языкознания прошлого века существовала "биологическая" концеп­ция языка, в которой развивалось представление о языке как об организ­ме. Так, Шлейхер писал: "Языки — эти образованные из звуков природные организмы, причем самые высшие из всех, проявляют свои свойства при­родного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам". Он полагал, что язык независим от воли индивидов, это нечто внешнее для человека, данное ему извне. Это же подчеркивал и Гумбольдт, выделяя антиномию объективного и субъективного в языке. "Являясь по отношению к познавательному субъективным, язык по отношению к чело­веку объективен" — так сформулировал он одно из противоречий языка. "Язык,— писал Губмольдт, представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли". Штейнталь по­лагал, что язык является великим средством преобразования субъективного в объективное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: