ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИСОМ
С. Эрвин-Трипп писала: ' Чтобы стать носителем языка, нужно выучить правила. То есть нужно научиться вести себя так, как будто ты знаешь эти правила. Ребенок очень умело делает вид, что он знает правила взрослого языка.
Сначала ребенок говорит словами, которые обладают коммуникативной силой предложений, но являются однословными предложениями. Мама! — это слово может значить и Мама, дай, и Вот мама, и Я хочу есть и многое другое. Затем начинается период двусоставных предложений. Ребенок не просто соединяет слова в предложения случайным образом, а в его речи появляются два функциональных класса слов. Первый класс — это "опорные слова" (pivot words), или операторы. Этот список слов небольшой и сравнительно замкнутый. Второй класс — "открытый", он более широкий, многие из слов этого класса были однословными предложениями. Для создания двусоставного предложения выбирается слово из "опорного" класса (оно является семантической основой предложения), а значение варьируется за счёт второго слова из "открытого класса".
|
|
(4) More + milk, cookie, high, not (закрытый список + открытый список).
Следующий этап развития синтаксиса — появление развитых синтаксических форм, которые могут выполнять разные функции: объединение (/ see a cup and a glass); атрибуция (Это праздничная шляпа); принадлежность (Это носки Кати); местоположение (Свитер на стуле); отношение субъект-объект (Катя бросает мячик). Затем появляются иерархические конструкции. Ребенок начинает говорить с группы сказуемого, а потом меняет её на группу подлежащего-сказуемого.
(5) Andrew wants... Andrew wants this.
Естественно, что развитие синтаксиса обусловлено включенностью ребенка в предметный мир и в общение со взрослыми.
Статус значения слова состоит в том, что слово находится между мыслью и формой слова. Психологическая структура значения определяется не столько тем, что означает слово по словарю, сколько тем, какова система соотношений и противопоставления слов в процессе их употребления, в речевой деятельности. Структура значения слова определяется тем окружением, в которое оно попадает в речи и тем, какое свойство объекта оно отражает. Поэтому всякий раз, именуя какой-либо предмет или действие, ребенок относит его к определенному классу предметов или действий, создаёт образ предмета.
Сначала ребенок не может дать определение слову, хотя уже и в состоянии выделить слово из потока речи. В словах для него преобладает наглядный компонент: Завод — это где большая труба. Ребенок с трудом определяет слова с абстрактным компонентом типа животное, мебель, работа. Слово для трехлетнего ребенка продолжает оставаться конкретным. Дети также с трудом осваивают метафоричность, переносные значения слов.