Овладение значением слова

ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИСОМ

С. Эрвин-Трипп писала: ' Чтобы стать носителем языка, нужно вы­учить правила. То есть нужно научиться вести себя так, как будто ты зна­ешь эти правила. Ребенок очень умело делает вид, что он знает правила взрослого языка.

Сначала ребенок говорит словами, которые обладают коммуникативной силой предложений, но являются однословными предложениями. Мама! — это слово может значить и Мама, дай, и Вот мама, и Я хочу есть и многое другое. Затем начинается период двусоставных предложений. Ребенок не просто соединяет слова в предложения случайным образом, а в его речи по­являются два функциональных класса слов. Первый класс — это "опорные слова" (pivot words), или операторы. Этот список слов небольшой и сравни­тельно замкнутый. Второй класс — "открытый", он более широкий, многие из слов этого класса были однословными предложениями. Для создания двусоставного предложения выбирается слово из "опорного" класса (оно яв­ляется семантической основой предложения), а значение варьируется за счёт второго слова из "открытого класса".

(4) More + milk, cookie, high, not (закрытый список + открытый список).

Следующий этап развития синтаксиса — появление развитых синтак­сических форм, которые могут выполнять разные функции: объединение (/ see a cup and a glass); атрибуция (Это праздничная шляпа); принадлеж­ность (Это носки Кати); местоположение (Свитер на стуле); отношение субъект-объект (Катя бросает мячик). Затем появляются иерархические конструкции. Ребенок начинает говорить с группы сказуемого, а потом ме­няет её на группу подлежащего-сказуемого.

(5) Andrew wants... Andrew wants this.

Естественно, что развитие синтаксиса обусловлено включенностью ре­бенка в предметный мир и в общение со взрослыми.

Статус значения слова состоит в том, что слово находится между мыслью и формой слова. Психологическая структура значения определяет­ся не столько тем, что означает слово по словарю, сколько тем, какова си­стема соотношений и противопоставления слов в процессе их употребления, в речевой деятельности. Структура значения слова определяется тем окру­жением, в которое оно попадает в речи и тем, какое свойство объекта оно отражает. Поэтому всякий раз, именуя какой-либо предмет или действие, ребенок относит его к определенному классу предметов или действий, соз­даёт образ предмета.

Сначала ребенок не может дать определение слову, хотя уже и в со­стоянии выделить слово из потока речи. В словах для него преобладает на­глядный компонент: Заводэто где большая труба. Ребенок с трудом определяет слова с абстрактным компонентом типа животное, мебель, рабо­та. Слово для трехлетнего ребенка продолжает оставаться конкретным. Де­ти также с трудом осваивают метафоричность, переносные значения слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: