АКТИВНЫЙ РОСТ ЗАПАСА СЛОВ
СВЯЗЬ ЗВУЧАНИЯ СО СМЫСЛОМ
При восприятии звукового облика морфемы у ребенка формируется на основе наглядного представления образная связь звучания с предметными отношениями. Ребенок как бы "нащупывает" правильное произнесение нужного ему слова, руководствуясь обобщением, которое он сделал. Поэтому и появляются слова типа мыха (большая мышь) и лога (большая ложка). На вопрос "Что больше, кит или кот?" — дети как правило отвечают "Кот". Звук И у детей ассоциируется с чем-то маленьким, а звук О — с большим. Подобные факты говорят о том, что ребенок ориентируется на внешние, звуковые свойства знаков. Поэтому в речи ребенка и наблюдаются звукоподражательные слова. Потом дети отступают от звукоподражательных слов в пользу слов, принятых в языке, и тогда возникают двойные наименования типа " ав-ав-собака".
Когда ребенок может сползать по ступенькам спиной (в полтора года), кажется, что ребенок вот-вот заговорит и понимает уже очень многое из того, что ему говорят. Его словарь пока не велик — от 3 до 50 слов, но он уже пытается общаться. В возрасте 1г.10м. — 2 г. (когда он прыгает на двух ногах) словарь ребенка доходит по 300 слов. Имена существительные составляют 63%, глаголы 23%, другие части речи — 14%, союзов нет. Словарь расширяется очень быстро, новые слова появляются каждый день. Около двух лет у детей возникает период вопросов "Что это?". На протяжении первой половины второго года жизни ребенок усваивает большое количество название предметов и действий, но все они относятся пока к отдельным предметам, они еще не получают обобщающего значения. В возрасте около 3-х лет кажется, что он достиг своего пика прибавки лексикона — словарь расширяется очень быстро, достигая тысячи слов.
Существует следующая последовательность усвоения ребенком грамматических форм русского языка: число существительных; уменьшительная форма существительных; категория повелительности; падежи; категория времени; лицо глагола. Здесь очевиден путь от менее абстрактных, конкретных форм к более абстрактным. Овладевание морфологическими элементами языка происходит так: сначала появляется биби, потом бибика благодаря тому, что ребенок выделяет суффикс -ка из разных слов (ложка, шапка, тарелка) и присоединяет его к своим словам. Причём, биби — это и машина, и ехать, и берегись. Затем бибика — только машина.
С момента овладения морфологическим механизмом языка обобщение словаря идёт за счёт овладения конструированием слова. Ребенок обнаруживает нормативное чувство правила, 'чувство грамматичности", которое вызывает самокоррекцию: В реке было много рыбов... рыбей... много рыбы.
Устойчивость и еформированность правила может быть проверена экспериментально, если заставить ребенка применить это правило к заведомо незнакомому языковому материалу. Так детям показывали картинки с изображениями фантастических животных, которые якобы имели названия в виде несуществующих слов (квазислов). Ребенку показывали такую картинку и говорил: This is wug. Затем показывали картинку с изображением нескольких таких зверей и спрашивали: "What is this?". Если ребенок отвечал These are ivugs или These are three wugs, значит он овладел способом выражения множественного числа.