Освоение звуковой формы

ДОРЕЧЕВОЙ ЭТАП

. У всех нормально развивающихся детей существует определенная по­следовательность в развитии предречевых реакций. 0-1,6 месяца — крик; 1,5 месяца — гуление (а-аа, уу-у); 2-3 месяца — гуление (г-у, ш-т, бу-у, зы); 4 месяца — свирель (аль-ле-е-лы, агы-аы); 7-8,5 м-цев — лепет (баба, да, да); 8,5-9,5 — модулированный лепет — (элементы типа мама, папа, да-да с разнообразными интонациями). Освоение артикуляции звуков речи на­чинается с полуторамесячного возраста, и для овладения ею требуется поч­ти три года. Гуление, свирель, лепет, модулированный лепет являются своего рода игрой.

Обычно при первых же проявлениях гуления мать начинает "разговаривать" с младенцем. Ребенок подхватывает эти звуки и повторяет их. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию все более сложных предречевых реакций. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрос­лого, разговаривающего с ним. Девочки начинают говорить несколько раньше — на 8-9 месяце, тогда как мальчики — на 11-12 месяце жизни. К 6 месяцам звуки, произносимые детьми, напоминают звуки их родного язы­ка.

Дальнейшее развитие речи ребенка выглядит так: 9,5 т.- 1г.6м. — Сло­ва: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (в значении "кушать") Звуко­подражательные слова типа ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова); 1 г. 8 м.-1 г. 9 м. — формы множественного числа. В возрасте 10 месяцев ребенок все существительные употребляет в именительном падеже в един­ственном числе. Попытки связать два слова в фразу (Мама, дай) появляют­ся позднее (в полтора года). Затем усваивается повелительное наклонение глаголов (Иди-иди! Дай-дай!). Считается, что когда появляются формы множественного числа, начинается овладение грамматикой.

Усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребенок подражательным путем заим­ствует определенные звукосочетания из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык, ребенок осваивает сразу фонемы. Кроме того, ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяу­канье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Однако использует он за­имствованные от взрослых средства по-своему.

Для ребенка тут существует только 2 класса согласных фонем: b — d, t — р. Причем, словно создавая промежуточную грамматику, он полагает, что в начале слова произносятся только звонкие согласные, а в конце толь­ко глухие.

Когда речь идет о фонологии, ясно, что ребенку даже необязательно уметь произносить звук, чтобы воспринимать необходимые контрасты. Вот пример:

(1) Recently a three year old child told me her name was Litha. I answered Litha?" I — No, Litha. / — Oh, Liza. / — Yes, Litha.

Говорить о сформированности артикуляционного аппарата можно только при достижении ребенком шести лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: