Коэффициенты рентабельности

Показатели деловой активности предприятия

Таблица 3.3

Показатели деловой активности Порядок расчета  
 
  1.Оборачиваемость активов (раз) 2.Оборачиваемость дебиторской задолженности (только по покупателям) (дни) 3.Оборачиваемость кредиторской задолженности (дни) (только по поставщикам) 4.Оборачиваемость материально-производственных запасов 5.Длительность операционного цикла   Чистая выручка от реализации / Среднегодовая сумма активов 365/(Чистая выручка от реализации/ Чистая среднегодовая дебиторская задолженность покупателей) 365/(Себестоимость реализованной продукции/ Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности поставщикам) 365/(Себестоимость реализованной продукции/Среднегодовая стоимость материально-производственных запасов) Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях + Оборачиваемость материально-производственных запасов в днях  

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношения полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объёму реализованной продукции.

Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются коэффициенты рентабельностиактивов, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.

Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов, экономическая рентабельность) рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Он показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.

Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность продаж, коммерческая рентабельность)рассчитывается посредством деления прибыли навыручку от реализации. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчёта по прибыли от продаж (1) и из расчёта по чистой прибыли (2).

Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т. д. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. Наиболее значимым в этой части анализа финансовой информации признаётся рентабельность реализованной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налогов к объёму реализованной продукции. В итоге узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность собственного капитала, финансовая рентабельность) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.

С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чистой прибыли (т. е. после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала. В показателе чистой прибыли находят отражение действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании: в благоприятные для компании годы отчисления возрастают, в период же снижения деловой активности они уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение показателя. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.

Рассмотрим алгоритм расчета коэффициентов рентабельности предприятия (таблица 3.4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: