Контраст штрихов создает реально ощутимую «цветность» элементов букв из-за различной их насыщенности. Подобно тому как в живописи или в графике ритм создается внутренней динамикой цветовых и черно-белых пятен и линий, и в шрифте благодаря изменению цветности и направленности элементов возникает условное движение.
Художник шрифта должен понимать это явление, учитывать в своей работе, придавать буквам устойчивость, уравновешенность или определенную ритмическую направленность.
Шрифт, как правило, выполняется на плоскости, ей же должен соответствовать и плоскостной характер букв.
Дело в том, что контраст штрихов у различных букв зрительно вызывает ощущение наклонов и поворотов в элементах вправо и влево, на зрителя и от него.
Равновесие цветности шрифта означает такое равновесие насыщенности элементов букв краской, при котором по возможности обеспечивается зрительное восприятие ничем не нарушаемой плоскости. В шрифтах антиквенных групп максимальная цветность падает на основные штрихи. Цветность ослабевает в дополнительных и соединительных штрихах. И чем больше контраст штрихов, тем более явно нарушается плоскостность букв.
|
|
На примере букв ленточной антиквы с различным контрастом штрихов можно видеть, как левый дополнительный штрих уходит в глубь листа, за плоскость, так же и сами буквы, обуживаясь кверху, «падают» от зрителя.
Достаточно немного насытить краской, утолщить книзу дополнительные штрихи, как они встанут в общую плоскость. Приостановить «падение» буквы от зрителя можно и срезав острый угол.
Здесь, как и в предыдущих и последующих примерах, геометрическая пропорциональность элементов букв направлена на удовлетворение психофизиологии человеческого зрения, на исправление оптических иллюзий, ошибок нашей зрительной системы. Поэтому понятия геометрической и оптической пропорциональности в шрифте тесно взаимосвязаны; соблюдение одного условия подразумевает изменения в другом. Прежде чем идти дальше, сделаем небольшое отступление. Взгляните на эти рисунки.
Все эти простые примеры доказывают несоответствие геометрической точности зрительному восприятию. Успех шрифтовой работы во многом зависит от того, насколько исполнитель учитывает особенности нашего зрения.
Продолжая тему зависимости ритма от соотношения штрихов, рассмотрим другие примеры.
Равновесие цветности в буквах зависит от цветности основных прямолинейных (t0), округлых (t0’ t0”) и наклонных (t о.н.) штрихов. Максимальная толщина наплывов в округлых элементах должна быть несколько большей, чем у прямых, потому что цветность прямолинейного штриха количественно больше, так как приходится на всю длину штриха; округлый же элемент в контрастных буквах имеет максимум цветности на небольшом отрезке и по мере утоньщения теряет её. Толщина основного вертикального штриха чуть больше толщины основного наклонного (t0>to.н.). Существуют и другие нюансы в рисовании шрифта. Так, например, в букве В максимальная толщина верхнего наплыва (t0") больше или равна толщине основного штриха (t0), но меньше наплыва нижнего (t0'), что придает нижней (базовой) части больший вес. Зрительная устойчивость букв повышается благодаря различию толщины в дополнительных штрихах: верхние дополнительные штрихи могут быть чуть тоньше нижних (td'>td). Наклонные штрихи, как в букве А, чуть толще горизонтальных (td'>td). Это обеспечивает зрительное равенство толщин дополнительных штрихов. Надо помнить о том, что прямая одной и той же толщины в вертикальном, горизонтальном и наклонном положении воспринимается неодинаковой по толщине.
|
|
В равнотолщинных шрифтах типа рубленых, брусковых или антиква-гротеск левонаклонные штрихи должны быть несколько тоньше правонаклонных, горизонтальные — тоньше вертикальных и наклонных, вертикальные — толще наклонных и горизонтальных.
В жирных рубленых шрифтах надо слегка обуживать штрихи, приводя их к трапециевидной форме, так как в местах соединения штрихов образуются слишком перенасыщенные пятна.