Право политического убежища

Понятие, конституционно-правовой статус.

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан ока­зались помимо своей воли жителями иностранных государств, яв­лявшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека, прежде всего по языко­вым, национальным признакам. Поэтому в массовых масштабах началось переселение русскоязычного насе­ления в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению боль­шого числа граждан внутри нее.

Массовый характер указанных выше процессов вызвал необхо­димость правового регулирования статуса этих лиц. 19 февраля 1993 г. были приняты законы РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не являет­ся гражданином РФ; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданст­ва, прежде всего по языко­вым, национальным признакам – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасе­ний стать жертвой преследований по признаку расы, вероиспове­дания, гражданства, национальности, принадлежности к опре­деленной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца вынужденный переселенец, как прави­ло, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и при­бывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Федерации и прибыв­ший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселен­цем признается также иностранный гражданин (или лицо без гра­жданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место житель­ства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон опреде­лил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми законами порядок оформ­ления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо обращение с ходатайством лица в соответствующий орган Федеральной ми­грационной службы по месту пребывания лица (за рубежом – в дипломатическое представительство или консульское учрежде­ние РФ; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После про­верки соответствующих сведений надлежащий орган Федераль­ной миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр вре­менного размещения. После предварительного рассмотрения хо­датайства названный орган принимает решение по существу о пре­доставлении лицу статуса беженца или вынужденного пересе­ленца, о чем выдается соответствующее удостоверение установ­ленного образца. Оно действительно на территории России в течение трех лет для беженца и пяти лет – для вынужденного пере­селенца. В необходимых случаях статус беженца или вынужден­ного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

Законы устанавливают основания, по которым может быть от­казано в предоставлении названных статусов.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соот­ветствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий ор­ган Федеральной миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселен­цами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражда­нина РФ, если иное не предусмотрено федеральным законодатель­ством.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предла­гаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники, при условии согласия по­следних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселен­цам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизнен­ных проблем, связанных с устройством на новом месте житель­ства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных пересе­ленцев (на срок не более трех месяцев) создаются специальные центры. Типовое положение о центре временного размещения вы­нужденных переселенцев утверждено постановлением Прави­тельства РФ от 22 января 1997 г.

Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долго­временная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (при­обретение) жилья.

В законах определены основания, при которых лицо утрачива­ет статус беженца и вынужденного переселенца.

ТЕМА 10. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1. Обращение граждан как элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. Юридическая защита прав человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: