Понятие, конститу­ционно-правовой статус

Литература

1. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 45. – Ст. 4377.

2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 (в ред. от 10.01.2003) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 159.

3. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 (в ред. от 23.05.1997) // СЗ РФ. – 1997. – № 26. – Ст. 2956.

4. О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон от 05.03.1999 // СЗ РФ. – 1999. – №22. – Ст. 2670.

5. О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19.02.1993 (в ред. от 22.11.1995) // СЗ РФ. – 1995. – № 52. – Ст. 5110.

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера­ции: Федеральный закон от 25.07.2002 (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 45. – Ст. 4377.

7. Басик, В.П. Развитие законодательства о правовом статусе иностран­ных граждан / В.П. Басик // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 8. – С. 17.

8. Битиев, Р.С. Правовые режимы, предоставляемые иностранцам в РФ / Р.С. Битиев // Право и жизнь. – 2001. – № 33. – С. 26.

9. Кручинин, Л.С. Проблемы формирования понятия «неграждане» / Л.С. Кручинин // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 1. – С. 29.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства:

Основной принцип, определяющий правовой статус иностран­ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, за­креплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней ука­занные лица пользуются правами и несут обязанности наравне c гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным за­коном или международным договором РФ.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, всех законно на­ходящихся в Российской Федерации иностранных граждан» дифференцирует на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. В отношении каждой из этих катего­рий устанавливаются особые условия, касающиеся оформления их пребывания в Российской Федерации и сроков пребывания.

Срок временного пребывания иностранного гражданина опре­деляется сроком действия выданной ему визы. Если он прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пре­бывания не может превышать 90 суток. В соответствующих случа­ях, предусмотренных Законом, срок пребывания может быть про­длен или сокращен.

Временное проживание иностранных граждан обусловлено разрешительным порядком. Разрешение на временное прожива­ние выдается территориальным органом федерального органа ис­полнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством РФ, по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, с учетом демографической ситуации в соот­ветствующем субъекте Федерации и возможностей последнего по обустройству иностранных граждан.

Федеральный закон определяет и категории лиц, которым вы­дается разрешение на временное проживание без учета квоты. Это относится к лицам, родившимся на территории Российской Феде­рации; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; осуществляющим инвестиции в Российской Федерации в размере, установленным Правительством РФ, а также к иным ка­тегориям лиц, указанных в Федеральном законе.

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Разрешение оформляется в виде отметки установлен­ного образца в документах, удостоверяющих личность. Установ­лена обстоятельная дактилоскопическая регистрация для лиц, получивших разрешение на временное проживание; обязанность ежегодно проходить перерегистрацию.

В Законе о правовом положении иностранных граждан предусмотрен и перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирова­нии разрешения на временное проживание (ст. 7). Эти основания дифференцируют на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. В отношении каждой из этих катего­рий устанавливаются особые условия, касающиеся оформления их пребывания в Российской Федерации и сроков пребывания.

Срок временного пребывания иностранного гражданина опре­деляется сроком действия выданной ему визы. Если он прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пре­бывания не может превышать 90 суток. В соответствующих случа­ях, предусмотренных Законом, срок пребывания может быть про­длен или сокращен.

В Законе о правовом положении иностранных граждан преду­смотрен и перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирова­нии разрешения на временное проживание (ст. 7). Эти основания связаны как с неправомерной деятельностью лица, нарушающей Конституцию РФ и федеральное законодательство, так и с отсутст­вием (наличием) иных оснований для выдачи (сохранения) разре­шения на временное проживание. К последним, в частности, отно­сятся: отсутствие возможности содержать себя и членов семьи в пределах прожиточного минимума; выезд за пределы Российской Федерации в иностранное государство для постоянного прожива­ния; нахождение за пределами Российской Федерации более шес­ти месяцев; наличие заболеваний, перечень которых утверждает­ся Правительством РФ, и др.

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации оформляется документом, именуемым «вид на жи­тельство». До получения вида на жительство иностранный граж­данин обязан прожить в России не менее года на основании разре­шения на временное проживание. Вид на жительство выдается сроком на пять лет и может быть по заявлению лица продлен еще на пять лет, и количество таких продлений не ограничено.

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гра­жданства вида на жительство, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г., определяет порядок пода­чи, рассмотрения заявлений и разрешения выдачи вида на жи­тельство, а также порядок решения этих вопросов уполномочен­ными органами. К нему прилагаются и описания бланков вида на жительство (отдельно для иностранных граждан и лиц без граж­данства).

Распад Союза ССР, превращение бывших союзных республик в иностранные государства, сложности с превращением админист­ративных границ между республиками в государственные грани­цы с соответствующим режимом их пересечения, трудности, кото­рые стало испытывать русскоязычное население многих респуб­лик, имеющиеся в последних специальные проблемы (безработи­ца, низкий уровень жизни населения и т.п.) – все эти факторы привели к неконтролируемой и масштабной нелегальной иммиграции в Рос­сию граждан бывшего СССР. Эти факторы осложняли кримино­генную обстановку в стране, усложняли контроль за ввозом нарко­тических средств и не позволяли установить количество иностранных граждан, без законных оснований пребывающих на территорию Российской Федерации.

Для наведения порядка в миграционной сфере законодатель в Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан определил меры по строгому учету въезда, пребывания и выез­да иностранных граждан и лиц без гражданства и ужесточил кон­троль за их регистрацией, передвижением по России, ужесточил ответственность за нарушение установленного законом порядка. В частности, новой формой контроля явилась миграционная кар­та. Она заполняется иностранными гражданами (за исключением некоторых категорий лиц, указанных в законе), въезжающими в РФ, и содержит о них необходимые сведения (фамилию, имя, от­чество, дату рождения, цель визита). В карте содержатся въезд­ные и выездные части, в которых делаются соответствующие от­метки о въезде и выезде и о регистрации по месту пребывания. Въездная часть изымается у владельца при въезде, а выездная – при выезде.

В целях учета иностранных граждан, пребывающих и прожи­вающих в Российской Федерации, создается центральный банк данных, порядок создания которого и использования содержа­щейся в нем информации устанавливается Правительством РФ. Иностранный гражданин, прибывший в Россию, обязан зарегист­рироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в уста­новленном законом порядке в органах внутренних дел по месту пребывания.

Иностранные граждане имеют права на свободное передвиже­ние в пределах территории Российской Федерации при некоторых ограничениях, установленных Федеральным законом.

Иностранные граждане не обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участво­вать в референдуме РФ и референдумах субъектов Федерации. Вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных фе­деральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в мест­ном референдуме.

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они мо­гут поступать на военную службу по контракту и могут быть при­няты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала в соответствии с федеральными законами.

Иностранный гражданин не имеет права находиться на муни­ципальной, государственной службе; быть членом экипажа военного корабля РФ, быть командиром воздушного судна граждан­ской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В сфере тру­довых отношений иностранные граждане пользуются правом сво­бодно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмот­ренных федеральным законом. Закон предусматривает, что рабо­тодатель и заказчик работ/услуг имеют право привлекать и ис­пользовать иностранных работников при наличии на это разреше­ния. В свою очередь, и иностранный гражданин имеет право осу­ществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распространяется на широкий круг иностранных граждан: постоянно и временно про­живающих в России; сотрудников дипломатических и консуль­ских учреждений; журналистов, аккредитованных в Российской Федерации; обучающихся в образовательных учреждениях про­фессионального образования и др.

Закон определяет порядок приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления тру­довой деятельности.

Предусматривается ответственность за нарушение установлен­ных правил пребывания и проживания иностранных граждан в Российской Федерации, вплоть до административного выдворе­ния иностранного гражданина за пределы страны. Привлекаются к ответственности и работодатели, нарушившие установленный порядок использования труда иностранных граждан, а также должностные лица организаций, принимающих иностранных граждан, виновные в нарушениях законодательства РФ, связан­ных с регистрацией, оформлением необходимых документов и иных требований закона.

Иностранные граждане, совершившие преступления, админи­стративные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокра­щен срок пребывания в Российской Федерации, или они могут быть высланы из страны. В отношении нелегальных иммигрантов применяется их выдворение из пределов Российской Федерации.

В части 1 ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Фе­дерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепри­знанными нормами международного права. Основанием предо­ставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране его обычного местожительства, за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим прин­ципам, признанным мировым сообществом, и нормам междуна­родного права.

При наличии ряда оснований политическое убежище не пре­доставляется: если действия, явившиеся поводом для преследо­вания, признаются в России преступлением, или лицо виновно в совершении действий, которые противоречат целям и принци­пам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не гро­зило преследование, и др. Предоставление Российской Федера­цией политического убежища производится указом Президен­та РФ.

Получившее политическое убежище лицо пользуется на терри­тории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностран­ных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или ме­ждународным договором РФ.

2. Беженцы и вынужденные переселенцы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: