Литература
1. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 45. – Ст. 4377.
2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 (в ред. от 10.01.2003) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 159.
3. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 (в ред. от 23.05.1997) // СЗ РФ. – 1997. – № 26. – Ст. 2956.
4. О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон от 05.03.1999 // СЗ РФ. – 1999. – №22. – Ст. 2670.
5. О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19.02.1993 (в ред. от 22.11.1995) // СЗ РФ. – 1995. – № 52. – Ст. 5110.
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 45. – Ст. 4377.
7. Басик, В.П. Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан / В.П. Басик // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 8. – С. 17.
8. Битиев, Р.С. Правовые режимы, предоставляемые иностранцам в РФ / Р.С. Битиев // Право и жизнь. – 2001. – № 33. – С. 26.
|
|
9. Кручинин, Л.С. Проблемы формирования понятия «неграждане» / Л.С. Кручинин // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 1. – С. 29.
1. Иностранные граждане и лица без гражданства:
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне c гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, всех законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан» дифференцирует на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. В отношении каждой из этих категорий устанавливаются особые условия, касающиеся оформления их пребывания в Российской Федерации и сроков пребывания.
Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы. Если он прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В соответствующих случаях, предусмотренных Законом, срок пребывания может быть продлен или сокращен.
Временное проживание иностранных граждан обусловлено разрешительным порядком. Разрешение на временное проживание выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
|
|
Разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством РФ, по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Федерации и возможностей последнего по обустройству иностранных граждан.
Федеральный закон определяет и категории лиц, которым выдается разрешение на временное проживание без учета квоты. Это относится к лицам, родившимся на территории Российской Федерации; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; осуществляющим инвестиции в Российской Федерации в размере, установленным Правительством РФ, а также к иным категориям лиц, указанных в Федеральном законе.
Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Разрешение оформляется в виде отметки установленного образца в документах, удостоверяющих личность. Установлена обстоятельная дактилоскопическая регистрация для лиц, получивших разрешение на временное проживание; обязанность ежегодно проходить перерегистрацию.
В Законе о правовом положении иностранных граждан предусмотрен и перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание (ст. 7). Эти основания дифференцируют на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. В отношении каждой из этих категорий устанавливаются особые условия, касающиеся оформления их пребывания в Российской Федерации и сроков пребывания.
Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы. Если он прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В соответствующих случаях, предусмотренных Законом, срок пребывания может быть продлен или сокращен.
В Законе о правовом положении иностранных граждан предусмотрен и перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание (ст. 7). Эти основания связаны как с неправомерной деятельностью лица, нарушающей Конституцию РФ и федеральное законодательство, так и с отсутствием (наличием) иных оснований для выдачи (сохранения) разрешения на временное проживание. К последним, в частности, относятся: отсутствие возможности содержать себя и членов семьи в пределах прожиточного минимума; выезд за пределы Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; нахождение за пределами Российской Федерации более шести месяцев; наличие заболеваний, перечень которых утверждается Правительством РФ, и др.
Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации оформляется документом, именуемым «вид на жительство». До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается сроком на пять лет и может быть по заявлению лица продлен еще на пять лет, и количество таких продлений не ограничено.
Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г., определяет порядок подачи, рассмотрения заявлений и разрешения выдачи вида на жительство, а также порядок решения этих вопросов уполномоченными органами. К нему прилагаются и описания бланков вида на жительство (отдельно для иностранных граждан и лиц без гражданства).
Распад Союза ССР, превращение бывших союзных республик в иностранные государства, сложности с превращением административных границ между республиками в государственные границы с соответствующим режимом их пересечения, трудности, которые стало испытывать русскоязычное население многих республик, имеющиеся в последних специальные проблемы (безработица, низкий уровень жизни населения и т.п.) – все эти факторы привели к неконтролируемой и масштабной нелегальной иммиграции в Россию граждан бывшего СССР. Эти факторы осложняли криминогенную обстановку в стране, усложняли контроль за ввозом наркотических средств и не позволяли установить количество иностранных граждан, без законных оснований пребывающих на территорию Российской Федерации.
|
|
Для наведения порядка в миграционной сфере законодатель в Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан определил меры по строгому учету въезда, пребывания и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства и ужесточил контроль за их регистрацией, передвижением по России, ужесточил ответственность за нарушение установленного законом порядка. В частности, новой формой контроля явилась миграционная карта. Она заполняется иностранными гражданами (за исключением некоторых категорий лиц, указанных в законе), въезжающими в РФ, и содержит о них необходимые сведения (фамилию, имя, отчество, дату рождения, цель визита). В карте содержатся въездные и выездные части, в которых делаются соответствующие отметки о въезде и выезде и о регистрации по месту пребывания. Въездная часть изымается у владельца при въезде, а выездная – при выезде.
В целях учета иностранных граждан, пребывающих и проживающих в Российской Федерации, создается центральный банк данных, порядок создания которого и использования содержащейся в нем информации устанавливается Правительством РФ. Иностранный гражданин, прибывший в Россию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в установленном законом порядке в органах внутренних дел по месту пребывания.
|
|
Иностранные граждане имеют права на свободное передвижение в пределах территории Российской Федерации при некоторых ограничениях, установленных Федеральным законом.
Иностранные граждане не обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов Федерации. Вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они могут поступать на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала в соответствии с федеральными законами.
Иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной, государственной службе; быть членом экипажа военного корабля РФ, быть командиром воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В сфере трудовых отношений иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Закон предусматривает, что работодатель и заказчик работ/услуг имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии на это разрешения. В свою очередь, и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распространяется на широкий круг иностранных граждан: постоянно и временно проживающих в России; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в Российской Федерации; обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др.
Закон определяет порядок приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности.
Предусматривается ответственность за нарушение установленных правил пребывания и проживания иностранных граждан в Российской Федерации, вплоть до административного выдворения иностранного гражданина за пределы страны. Привлекаются к ответственности и работодатели, нарушившие установленный порядок использования труда иностранных граждан, а также должностные лица организаций, принимающих иностранных граждан, виновные в нарушениях законодательства РФ, связанных с регистрацией, оформлением необходимых документов и иных требований закона.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации, или они могут быть высланы из страны. В отношении нелегальных иммигрантов применяется их выдворение из пределов Российской Федерации.
В части 1 ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране его обычного местожительства, за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.
При наличии ряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование, и др. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ.
Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.
2. Беженцы и вынужденные переселенцы: