В уголовном и гражданском судопроизводстве

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является га­рантия судебной защиты. Право на судебную защиту нару­шенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гаран­тий (ст. 46-54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), пре­зумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет по­вторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование не­законных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего поло­жение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпев­ших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав явля­ется общим порядком, альтернативой использованию специ­ального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного крута преду­смотренных законом случаев, когда использование досудеб­ной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. и доп.), в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения и дей­ствия органов юридических лиц, общественных объедине­ний, органов военного управления и должностных лиц. При этом Конституция РФ и другие законы употребляют обобщающий термин «суд», которым охватываются различ­ные звенья судов общей юрисдикции, арбитражных судов, в перспективе – административных судов, третейские суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (ус­тавные) суды субъектов РФ (созданные пока далеко не во всех российских регионах). Выбор конкретного судебного органа для обращения определяется рядом условий, преж­де всего правилами о подведомственности и подсудности. Однако в любом случае человек (объединения граждан) имеет право «на надлежащий суд» («право на своего су­дью»), т.е. право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, включая и возможность рассмотрения его дела судом при­сяжных в определенных случаях обвинения в совершении уголовного преступления (на сегодняшний день суды при­сяжных должны быть созданы во всех субъектах РФ, за ис­ключением Чеченской Республики, в которой указанный суд начал функционировать с 2007 г.).

Российские граждане имеют конституционную возмож­ность обращаться за защитой своих прав в межгосудар­ственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение – процедура достаточ­но сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основны­ми из которых являются, во-первых, наличие соответству­ющего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосудар­ственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод че­ловека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбур­ге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ра­тификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являют­ся обязательными. Несмотря на сложную процедуру обра­щения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10 % всех дел, принятых Судом к рассмотрению). Так, 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое реше­ние в пользу российского гражданина. Суд постановил выплатить из российской государственной казны
3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за за­держку предусмотренных российским законодательством выплат.

ТЕМА 11. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ­РАЦИИ

1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его конституционно-правовой статус.

2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

3. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Литература

1. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционныйзакон от 26.02.1997 // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.

2. Башимов, М.С. Институт омбудсмена в странах СНГи Балтии / М.С. Башимов // Государство и право. – 2004. – № 5. – Ст. 63.

3. Фейзуханова, Р.С. Соотношение российских и европейских механиз­мов защиты прав и свобод человека / Р.С. Фейзуханова // Вестник Уполномо­ченного по правам человека в РФ. – 2004. – № 1. – Ст. 90.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: