Вопрос 9 Психология памяти

N Произвольность и внимательность, являются продуктом сложнейшего развития. У истоков этого развития стоят формы общения ребенка со взрослым, а в качестве основного фактора, обеспечивающего формирование произвольного внимания, выступает речь, которая постепенно сокращается и приобретает характер внутреннего действия, опосредующего поведение ребенка и обеспечивающего регуляцию и контроль его поведения.

Культурно-историческая теория развития внимания

При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание.

Главная функция внимания — контроль над содержанием действия

Первый вид— процессы предвнимания - настройка

Теории внимания

N Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды.

Два основных этапа.

Развитие внимания

N рассеянность

N отвлекаемость

N объем

N переключение,

N распределение,

N концентрация,

N устойчивость,

Основные характеристики свойств внимания

N Послепроизвольное

N Произвольное

N Непроизвольное

Основные виды внимания

N Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга.

Физиологическая основа

Вопрос 8 Психология внимания

n Внимание – это сосредоточенность сознания на предметах и явлениях действительности, обеспечивающая их наиболее ясное отражение.

n 1925г. – Э. Рубин представил доклад на международном психологическом конгрессе по названием «Несуществование внимания»: слово «Внимание» является излишним и вредным.

n Среди «пусковых» механизмов непроизвольного внимания следует отметить ориентировочный рефлекс, рефлекс любопытства «Что такое?»

n Центральные механизмы произвольного и послепроизвольного внимания: согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А.Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий, оптимальный очаг возбуждения (доминанта)

Формула: Нет цели, нет волевого усилия

Формула: Есть цель, есть волевое усилие

Формула: Цель+Интерес

n Второй — этап школьного развития, который характери­зуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.

n Исследования Ульриха Найссера

У.Найссер различает два вида познавательных процессов:

Второй вид—процессы фокального внимания – собственно деятельность внимание, где отбор осуществляется по смысловым параметрам

n Теория П.Я. Гальперина

2. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного резуль­тата

n Л.С. Выготский "История внимания ребенка есть история организованности его поведения»

n Память – психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта.

n «Без памяти наши ощущения и восприятия исчезали бы бесследно по мере возникновения и вечно оставляли бы человека в положении новорожденного» – И.М. Сеченов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: