Новые тенденции в международном нормотворчестве

Нормообразования. Вспомогательные средства для определения правовых норм.

Роль актов международных организаций, международных конференций в процессе

Наряду с традиционными источниками международного права на процесс нормообразо-

вания могут влиять акты международных конференций и решения международных межпра-

вительственных организаций. Многие из них оказывали и продолжают оказывать большое

влияние на международный нормотворческий процесс. И хотя акты международных конфе-

ренций, как и решения международных организаций, вряд ли можно отнести к непосред-

ственным источникам международного права, они, без сомнения, способствуют модерниза-

ции существующих и формированию новых международно-правовых обычаев, ориентируют

государства на заключение новых международных договоров.

К вспомогательным средствам для определения правовых норм согласно ст. 38 Статута

Международного Суда ООН относятся «судебные решения и доктрины наиболее квалифи-

цированных специалистов по публичному праву различных наций».

Статут Международного Суда ООН прямо отвергает концепцию судебного прецедента,

устанавливая в ст.59, что «решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и

лишь по данному делу». Международные суды как любые правоприменительные органы лишь

применяют, а не создают международно-правовые нормы. Их решения не являются частью

процесса создания или изменения норм международного права, хотя и оказывают на него вли-

яние. Так, международные суды выявляют обычные нормы международного права, своими

решениями могут положить начало формированию обычных норм международного права.

Немаловажным фактором, оказывающим влияние на процесс нормообразования является

доктрина международного права, которая способствует уяснению отдельных международно-

правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. Особое значе-

ние имеет коллективное мнение юристов различных стран. Оно находит выражение в доку-

ментах таких общественных организаций, как Ассоциация международного права, Институт

международного права и др. В международных органах, занимающихся подготовкой проек-

тов конвенций, значительное число членов составляют профессоры международного права

(например, Комиссия международного права ООН).

Большинство международных организаций по вопросам, входящим в их предметную ком-

петенцию, принимают резолюции-рекомендации. Но отдельные решения некоторых между-

народных организаций, принимаемые в пределах своей предметной компетенции, могут но-

сить иной характер. Так, например, некоторые специализированные международные органи-

зации могут вырабатывать регламенты (правила), стандарты в пределах своей компетенции

(ИКАО, ВПС, ВОЗ). В отличие от резолюций эти административные правила, стандарты но-

сят обязательный характер для государств-членов международной организации. Предусмот-

рен и различный порядок принятия таких актов: резолюции принимаются путем голосования

(простым или квалифицированным большинством), для стандартов, правил голосование не

является окончательным этапом, далее необходимо подтверждение согласия государств на

их обязательность, что характерно для заключения договоров. Поэтому существуют мнения

о том, что деятельность международных организаций приближается к нормотворчеству гос-

ударств. А такого рода акты международных организаций многие ученые рассматривают в

качестве специальных источников международного права.

В развитии международной нормативной системы проявляется тенденция к росту роли

политических, моральных и организационных норм. Это ни в коей мере не означает вытес-

нения правовых норм, без усиления позиций которых система в целом не может нормально

функционировать.

Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например, в декларациях,

совместных заявлениях, коммюнике, резолюциях международных совещаний, организаций,

конференций, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений. Сегодня удель-

ный вес и значение такого рода норм возрастает, особенно политических норм, принимае-

мых в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

По своей природе политические нормы также представляют собой согласованную волю

государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы международного права. Но от

последних они отличаются тем, что, согласовав значение правила, государства придали ему не

юридическую, а политически обязательную силу. Сегодня большинство ученых считает, что

документы ОБСЕ являются разновидностью международных обязательств, носят норматив-

ный характер, но не являются международно-правовыми, т.е. источниками международного

права. Эти обязательства имеют морально-политический характер. В случае нарушения меж-

дународно-правовой нормы приводится в действие международно-правовой механизм защиты,

хотя может быть задействован и политический. А при нарушении политической нормы дей-

ствует лишь политический механизм (отрицательная реакция государств и международных

организаций, реторсии). Таким образом, новой тенденцией в развитии международного нор-

мотворчества является то, что государства берут на себя международные обязательства, не

придавая им силы международного договора, а исходя из политических соображений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: