Доктринальные подходы к проблеме соотношения международного и внутригосу-
И ВНУТРЕННЕГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ТЕМА
Проблема соотношения международного и национального права занимает центральное
место в доктрине и практике современного нормотворческого процесса. Под соотношением
международного и внутригосударственного права в теории международного права обычно
понимают, во-первых, соотношение силы международно-правовых и внутригосударствен-
ных норм и, во-вторых, взаимодействие международного и национального права в процессе
создания норм международного права и норм национального законодательства и в процессе
их реализации.
Доктринальные концепции соотношения международного и внутригосударственного пра-
ва были разработаны в трудах западных ученых. Ими были выработаны две теории: дуали-
стическая и монистическая.
Представители дуалистической теории рассматривали международное и национальное
|
|
право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам, не
находящиеся в соподчиненности.
Монистическая концепция рассматривает международное и национальное право как части
единой правовой системы. Однако признает их неравноправными по своему статусу, а отдает
предпочтение либо приоритету национального права, либо приоритету международного пра-
ва. Отсюда сформировались два направления в монистической теории.
Первое – наиболее раннее, получившее развитие в XIX веке, исходило из признания вер-
ховенства национального права. Представители этого направления рассматривали междуна-
родное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств.
Наибольшее распространение получило второе направление монистической концепции,
основывающееся на признании примата международного права. Среди представителей ука-
занного направления нет единства взглядов относительно правовых последствий определя-
ющего влияния международного права на процесс внутригосударственного регулирования,
что привело к возникновению 2-х течений: радикального и умеренного монизма.
Представители радикального монизма исходят из существования одной системы права с
«высшим правопорядком» (международное право) и «подчиненными» национальными пра-
вопорядками. Международное право, являясь высшим право порядком, делегирует полномо-
чия государствам осуществлять юрисдикцию на своей территории. Любая норма националь-
ного права, противоречащая международному праву, является ничтожной в международно-
|
|
правовом плане, вообще не существующей.
Ошибочность утверждений радикальных монистов стала очевидной и для западных юри-
стов, что привело к появлению нового течения – умеренного монизма. Умеренные монисты
подвергают критике постулат о делегировании международным правом юрисдикционных
полномочий государствам, подчеркивая тот факт, что международное право устанавливает
пределы деятельности каждого государства, ограничивая тем самым свободу их действий на
международной арене. Поэтому внутреннее право в случае противоречия международным
обязательствам государства автоматически не теряет силу, законы и нормативные акты про-
должают временно применяться национальными судами до тех пор, пока государство не
приведет их в соответствие со своими международными обязательствами. Роль государства
они видят в том, чтобы способствовать трансформации норм международного права в наци-
ональное право.