Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государ-

Ками.

Правопреемство международных договоров СССР бывшими союзными республи-

Существенной спецификой обладает решение проблемы правопреемства в результате

распада СССР. При этом типе перехода территории, Венская конвенция 1978 года отдает

предпочтение принципу континуитета. Он и был закреплен в ряде документов, фиксировав-

ших факт ликвидации СССР, а именно: в Соглашении о создании СНГ от 8.12.91г. и в Алма-

Атинской Декларации стран СНГ 11.12.1991г. Согласно тексту указанных документов все

государства-члены СНГ в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако

реализация этого положения практически была затруднена вследствие специфики статуса

СССР - одной из опор существовавшей международной политической и правовой системы,

роли в военно-политической структуре, а также в системе ООН. Прекращение существова-

ния СССР поставило все это под угрозу. Ни один из правопреемников не мог претендовать

на место постоянного члена Совета Безопасности. Выход из сложившегося положения был

найден в концепции «Россия: государство-продолжатель СССР», которая означает, что место

СССР в мировой политике занимает Россия, на нее ложится основная ответственность за

выполнение его обязательств.

Наряду со статусом России, как государства продолжающего СССР, выделяются: особый

статус прибалтийских республик, которые признаются идентичными соответствующим неза-

висимым государствам, существовавшим до присоединения к Советскому Союзу в 1940 г., и

не являются правопреемниками СССР, и статус остальных независимых государств-

участников СНГ, признаваемых государствами-преемниками СССР. Среди группы госу-

дарств-преемников выделяются Беларусь и Украина, которые выступали учредителями и не-

зависимыми членами ООН, а также независимыми участниками многочисленных междуна-

родных договоров.

Согласно Меморандуму о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении до-

говоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес от 6.07.1992 г. каждое не-

зависимое государство вправе самостоятельно решать вопрос об участии в тех или иных

международных договорах бывшего СССР, за исключением договоров, представляющих

взаимный интерес. Только в отношении последних был провозглашен принцип непрерывно-

сти.

На практике члены СНГ не придерживались этого принципа последовательно и применя-

ли его по-разному. Что касается России, то именно в качестве государства-продолжателя

СССР она продолжала нести обязательства, вытекающие из договоров СССР. Другие брали

такие же обязательства, но в качестве государств-преемников, и некоторые из них — в каче-

стве новых государств.

Действующий Закон Республики Беларусь «О международных договорах» от 23 июля

2008 г. содержит нормы, регулирующих признание правопреемства Республики Беларусь в

отношении международных договоров бывшего СССР, а также нормы, регулирующих выбор

нормативного правового акта о правопреемстве. В соответствии со ст.24 Закона Республика

Беларусь может признать обязательность международных договоров путем правопреемства в

случаях, предусмотренных международным правом. В случае правопреемства Республики

Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР Республика Беларусь счи-

тается связанной обязательствами по данным международным договорам с 10 декабря 1991

года, если иное не предусмотрено международным договоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: