Правовой режим Арктики и Антарктики

Арктика. В наиболее общем плане Арктика [от греч. arktikos – северный] – северная

полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка,

почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норве-

гии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

Арктика – место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «хо-

лодной» войны и до сих пор Северный Ледовитый океан является наиболее милитаризо-

ванным пространством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в

том числе атомные. Кроме того, Арктика характеризуется большими запасами нефти,

природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных

ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических»

государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.

Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы,

закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть

применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, иссле-

дований. Ст.234 Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования

районов, большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей

среды. Именно защитой окружающей среды арктических районов приарктические госу-

дарства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принци-

пу».

Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США

и другими европейскими государствами. Попыткой компромисса и явилась ст.234 Кон-

венции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и

правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льда-

ми районах шириной не более 200 морских миль. То есть, с точки зрения современного

международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не

признаются государственными границами. Это значит, что все государства мира имеют

равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих

секторах. В тоже время, все более актуальным является вопрос делимитации арктическо-

го континентального шельфа.

Таким образом, правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны как на

часть мирового океана, на Северный Ледовитый океан распространяются соответствую-

щие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву

1982 г., Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении ис-

пытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и пр. С другой стороны, важное значение

имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой пра-

во придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каждой из этих

стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. В отсутствие универсаль-

ного или регионального договора, определяющего международно-правовой режим Арк-

тики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров,

имеющих непосредственное отношение, в том числе к предотвращению загрязнения мор-

ской среды (их около 80), о сложившейся системе международно-правового регулирова-

ния Арктического региона говорить рано.

Антарктика – южная полярная область земного шара, включающая помимо материка

Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов

с морями, а также лежащие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия,

Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Граница Антарктики прохо-

дит в пределах 48–60 ю.ш.

Антарктида – единственный земной материк, на котором отсутствует постоянное насе-

ление, что объясняется климатическими особенностями: в восточной Антарктиде нахо-

дится полюс холода Земли, где была зарегистрирована самая низкая на планете темпера-

тура: -89,2°С.

Особый вклад в процесс изучения Антарктики внес Международный геофизический

год (1957–1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны

около 60 баз и станций, принадлежащих 11-ти государствам. На 1991 г. в Антарктике ра-

ботало 48 станций. На круглогодичных антарктических станциях живут и работают от

1000 до 4000 человек. На континенте действуют свои радио- и телестанция для американ-

ских полярников. В последние годы континент стал объектом туризма.

Территориальные притязания на Антарктиду начали выдвигаться различными государ-

ствами параллельно с исследовательской деятельностью. Претензии были выдвинуты Ав-

стралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Францией, Чили.

Конференция по принятию договора об Антарктике прошла в Вашингтоне в 1959 г. и

закончилась подписанием бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу

в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австра-

лия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский

Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 госу-

дарств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась

к Договору об Антарктике 27 декабря 2006 г.

Согласно Договору, Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мир-

ных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как

создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания

любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается ис-

пользование военного персонала или оснащения. Помимо демилитаризации и нейтрали-

зации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике запрещены любые

ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.

Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотруд-

ничестве в этих целях. В сущности, договор объявляет Антарктику международной науч-

ной лабораторией.

Достаточно оригинально была решена проблема территориальных претензий. Согласно

ст.IV Договора, его положения не должны толковаться как:

«a) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претен-

зий на территориальный суверенитет в Антарктике;

b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на тер-

риториальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она мо-

жет иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или

по другим причинам;

c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении при-

знания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого дру-

гого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор

находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-

либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких

прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существую-

щей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока насто-

ящий Договор находится в силе».

То есть, существовавшие на 1959 г. территориальные претензии «замораживаются», а

вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием

для новых претензий.

Для контроля соблюдения положений Договора предусматривается возможность ин-

спекций.

На основании договора действуют т.н. Консультативные совещания, предназначенные

для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а также раз-

работки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осу-

ществлению принципов и целей Договора. С 1 сентября 2004 г. в Буэнос-Айресе (Арген-

тина) начал действовать Секретариат Договора по Антарктике.

В рамках совещаний были разработаны и приняты Конвенция о сохранении тюленей

Антарктики 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики

1980 г. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недр Антаркти-

ки принятием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антаркти-

ки, вызвала мощную волну протестов и в 1991 г. был принят Протокол об охране окру-

жающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическую деятель-

ность, связанную с разработкой минеральных ресурсов в Антарктике. Соответственно,

сегодня действует т.н. система Договора об Антарктике, куда входят все соглашения и

обусловленные ими механизмы сотрудничества, регулирующие правовой режим Антарк-

тики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: