Территории государств разделяются государственными границами. Линии государ-
ственных границ могут быть действительными или воображаемыми, но в любом случае
они осуществляют свою основную функцию – определяют пределы территориального
верховенства государства и отделяют территорию одного государства от территории дру-
гого.
Современное международное право в качестве одного из основополагающих принци-
пов закрепляет принцип нерушимости границ, как запрет одностороннего или, тем более,
насильственного изменения границ. Помимо принципа нерушимости границ, при опреде-
лении их прохождения в случае осуществления народом права на самоопределение в
форме образования нового государства, применяется принцип uti possidetis [ juris ] (сохра-
няешь то, чем владеешь), согласно которому вновь возникшие государства уважают ко-
лониальные и административные границы.
Установление границ – сложный процесс, предполагающий несколько стадий, среди
основных – делимитация и демаркация. Делимитация, то есть договорное закрепление
линии прохождения границы, осуществляется на крупномасштабных картах с приложе-
нием подробного словесного описания границы. На основании договора, специально со-
здаваемая паритетная комиссия производит демаркацию, т.е. установление на местности
отличительных пограничных знаков (столбы, буи), с их подробным описанием в протоко-
лах (на каждый знак) и отражением на карте, которые также являются неотъемлемой ча-
стью договора о границе. Периодически может возникать необходимость обновлять и
восстанавливать поврежденные и утраченные знаки, т.е. осуществить редемаркацию, ко-
торая также производится паритетной комиссией.
В международно-правовой доктрине выделяют различные виды государственных гра-
ниц: по географическому признаку различают сухопутные, водные и воздушные. Водные
границы, в свою очередь, делятся на речные, озерные, морские, границы других водое-
мов. Воздушные границы – это воображаемые плоскости, восстановленные вертикально к
сухопутной и водной границам до высоты 100–110 км., определяющие пределы государ-
ственного воздушного пространства.
Границы проводятся различными способами, в зависимости от географических и исто-
рических факторов. Старейшими являются орографические границы, проходящие по
наиболее заметным точкам рельефа местности (реки, горы). Геометрические границы
проводятся по прямым линиям, соединяющим определенные точки, не взирая на особен-
ности рельефа. Редко используют разновидность геометрических границ, т.н. астрономи-
ческие границы, проходящие по меридианам или параллелям.
Государственная граница, как предел государственной территории, подлежит особой
охране. Режим государственной границы устанавливается национальным законодатель-
ством и определяет правила содержания границы, ее пересечения лицами и транспортны-
ми средствами, перемещения грузов, товаров и животных, плавания и пребывания нево-
енных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объек-
тов.
Частью режима государственной границы является определение пограничной зоны, ко-
торая устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к государственной границе
территории района, города, поселка, сельсовета. Созданию необходимых условий для ее
охраны способствует пограничный режим (его следует отличать от режима государствен-
ной границы), который включает правила:
· въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в по-
граничной зоне;
· производства работ в пограничной зоне;
· учета и содержания плавсредств в портах и иных пунктах базирования, их плавания
и нахождения во внутренних водах Беларуси в пределах пограничной зоны и в принадле-
жащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.
Пограничная полоса – это полоса местности, непосредственно прилегающая к государ-
ственной границе на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и
иных водных объектов. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и ме-
ста массового отдыха местного населения.
Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы и
урегулирования пограничных инцидентов, из числа офицеров пограничных войск назна-
чаются пограничные уполномоченные, если инциденты не урегулированы пограничными
уполномоченными, они разрешаются по дипломатическим каналам.
После распада СССР и провозглашения независимости, Беларусь обрела границы с пя-
тью государствами: Польшей, Латвией, Литвой, Россией и Украиной. Закон «О государ-
ственной границе» предполагает, что, исходя из характера отношений Республики Бела-
русь с сопредельным государством, на отдельных участках государственной границы по-
граничная зона и пограничная полоса могут не устанавливаться. Соответственно, режим
границ современной Беларуси отличается на разных участках. Так, на границе с Россией
нет пограничного контроля, то есть действует принцип беспрепятственного перемещения
людей и грузов между странами. На белорусско-украинской границе действует погранич-
ный и таможенный контроль, но ограничений по ее пересечению (например, визовых)
нет. Полноценная граница существует между Беларусью и Латвией, Беларусью и Литвой
на основании Договора об установлении государственной границы между Республикой
Беларусь и Латвийской Республикой 1995 г. и Договора о белорусско-литовской государ-
ственной границе 1996 г. Белорусско-польская граница, как наследница советско-
польской границы также включает все аспекты режима государственной границы.