Правовой статус государственных границ

Территории государств разделяются государственными границами. Линии государ-

ственных границ могут быть действительными или воображаемыми, но в любом случае

они осуществляют свою основную функцию – определяют пределы территориального

верховенства государства и отделяют территорию одного государства от территории дру-

гого.

Современное международное право в качестве одного из основополагающих принци-

пов закрепляет принцип нерушимости границ, как запрет одностороннего или, тем более,

насильственного изменения границ. Помимо принципа нерушимости границ, при опреде-

лении их прохождения в случае осуществления народом права на самоопределение в

форме образования нового государства, применяется принцип uti possidetis [ juris ] (сохра-

няешь то, чем владеешь), согласно которому вновь возникшие государства уважают ко-

лониальные и административные границы.

Установление границ – сложный процесс, предполагающий несколько стадий, среди

основных – делимитация и демаркация. Делимитация, то есть договорное закрепление

линии прохождения границы, осуществляется на крупномасштабных картах с приложе-

нием подробного словесного описания границы. На основании договора, специально со-

здаваемая паритетная комиссия производит демаркацию, т.е. установление на местности

отличительных пограничных знаков (столбы, буи), с их подробным описанием в протоко-

лах (на каждый знак) и отражением на карте, которые также являются неотъемлемой ча-

стью договора о границе. Периодически может возникать необходимость обновлять и

восстанавливать поврежденные и утраченные знаки, т.е. осуществить редемаркацию, ко-

торая также производится паритетной комиссией.

В международно-правовой доктрине выделяют различные виды государственных гра-

ниц: по географическому признаку различают сухопутные, водные и воздушные. Водные

границы, в свою очередь, делятся на речные, озерные, морские, границы других водое-

мов. Воздушные границы – это воображаемые плоскости, восстановленные вертикально к

сухопутной и водной границам до высоты 100–110 км., определяющие пределы государ-

ственного воздушного пространства.

Границы проводятся различными способами, в зависимости от географических и исто-

рических факторов. Старейшими являются орографические границы, проходящие по

наиболее заметным точкам рельефа местности (реки, горы). Геометрические границы

проводятся по прямым линиям, соединяющим определенные точки, не взирая на особен-

ности рельефа. Редко используют разновидность геометрических границ, т.н. астрономи-

ческие границы, проходящие по меридианам или параллелям.

Государственная граница, как предел государственной территории, подлежит особой

охране. Режим государственной границы устанавливается национальным законодатель-

ством и определяет правила содержания границы, ее пересечения лицами и транспортны-

ми средствами, перемещения грузов, товаров и животных, плавания и пребывания нево-

енных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объек-

тов.

Частью режима государственной границы является определение пограничной зоны, ко-

торая устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к государственной границе

территории района, города, поселка, сельсовета. Созданию необходимых условий для ее

охраны способствует пограничный режим (его следует отличать от режима государствен-

ной границы), который включает правила:

· въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в по-

граничной зоне;

· производства работ в пограничной зоне;

· учета и содержания плавсредств в портах и иных пунктах базирования, их плавания

и нахождения во внутренних водах Беларуси в пределах пограничной зоны и в принадле-

жащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Пограничная полоса – это полоса местности, непосредственно прилегающая к государ-

ственной границе на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и

иных водных объектов. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и ме-

ста массового отдыха местного населения.

Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы и

урегулирования пограничных инцидентов, из числа офицеров пограничных войск назна-

чаются пограничные уполномоченные, если инциденты не урегулированы пограничными

уполномоченными, они разрешаются по дипломатическим каналам.

После распада СССР и провозглашения независимости, Беларусь обрела границы с пя-

тью государствами: Польшей, Латвией, Литвой, Россией и Украиной. Закон «О государ-

ственной границе» предполагает, что, исходя из характера отношений Республики Бела-

русь с сопредельным государством, на отдельных участках государственной границы по-

граничная зона и пограничная полоса могут не устанавливаться. Соответственно, режим

границ современной Беларуси отличается на разных участках. Так, на границе с Россией

нет пограничного контроля, то есть действует принцип беспрепятственного перемещения

людей и грузов между странами. На белорусско-украинской границе действует погранич-

ный и таможенный контроль, но ограничений по ее пересечению (например, визовых)

нет. Полноценная граница существует между Беларусью и Латвией, Беларусью и Литвой

на основании Договора об установлении государственной границы между Республикой

Беларусь и Латвийской Республикой 1995 г. и Договора о белорусско-литовской государ-

ственной границе 1996 г. Белорусско-польская граница, как наследница советско-

польской границы также включает все аспекты режима государственной границы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: