Под государственной территорией в доктрине международного права понимают гео-
графические пространства, на которые распространяется суверенитет государства,
ограниченные государственной границей.
Состав государственной территории сложен. В нее входит сухопутная государствен-
ная территория, т.е. поверхность земли, включая материковую часть, островные образо-
вания и анклавы, как часть территории государства, полностью охваченную территорией
другого государства или государств. Водная государственная территория – это часть
гидросферы, включающая внутренние воды рек, озер, искусственных водных объектов,
внутренние морские воды портов, бухт, внутренних заливов, лиманов, эстуариев, проли-
вов и территориальное море. Недра – важнейшая составляющая государственной терри-
тории. Глубинного предела распространения территориального верховенства государства
в современном международном праве не существует. Воздушная государственная тер-
ритория (государственное воздушное пространство) – это часть атмосферы до высоты
|
|
100–110 км. над уровнем моря, расположенная над сухопутной и водной территорией.
Однако четкой нормы о границе раздела воздушного и космического пространства в дей-
ствующем договорном праве не содержится.
В законодательстве иногда выделяют таможенную территорию государства. Кроме
того, применительно к юрисдикции, и, в частности, при определении действия норм пра-
ва данного государства в пространстве, говорят о т.н. условной территории государства
или квазитерритории, к которой относятся территории дипломатических и консульских
представительств государства за рубежом; курсирующие под флагом государства граж-
данские речные, морские и воздушные суда, если они находятся в водах и воздушном
пространстве своего государства либо в открытом море и воздушном пространстве над
ним; военные корабли и военные воздушные суда государства независимо от их местона-
хождения; космические корабли, станции и другие космические объекты государства; ка-
бели и трубопроводы, проложенные в открытом море; технические сооружения на конти-
нентальном шельфе и в открытом море и некоторые другие объекты.
Применительно к государственной территории следует различать несколько важных
юридических категорий, касающихся осуществления государственной власти: суверени-
тет, территориальное верховенство и юрисдикция государства. Суверенитет – наиболее
широкое понятие, охватывающее полноту и независимость власти данного государства
как внутри страны, так и во внешних сношениях. Одна из составляющих суверенитета –
|
|
территориальное верховенство, предполагает приоритетность, господство власти госу-
дарства в отношении своей территории. Территориальное верховенство проявляется в
двух аспектах: осуществлении суверенной власти в отношении всех лиц и объектов на
данной территории (imperium) и верховном публично-правовом владении данной терри-
торией (dominium). Юрисдикция, как действие власти государственных органов, подраз-
деляется на законодательную, исполнительную и судебную.
Режим общего пользования означает предоставление государствам-участникам дого-
вора равных прав на использование части государственной территории. Например, на ос-
новании Парижского договора о Шпицбергене 1920 г., закрепившего сложившийся меж-
дународный обычай, признается полный и абсолютный суверенитет Норвегии в отноше-
нии данного архипелага, включающего более тысячи малых островов и остров Медвежий,
на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех госу-
дарств-участников включая суверена при полной демилитаризации и нейтрализации ар-
хипелага.
В настоящее время правомерными основаниями и способами приобретения и измене-
ния государственной территории признаются осуществление права на самоопределение
народов, эффективная оккупация ничейной территории, цессия, аккреция, адъюдикация и
др.
Послевоенная практика показывает возможность изменения (отторжения) части тер-
ритории государства, совершившего международные преступления (в частности агрес-
сию), как чрезвычайной формы ответственности.