Экомаркировка и требования к упаковке

Система экологической маркировки, принятая в странах Евросоюза и Канаде, относится к методам законодательного регулирования охраны окружающей среды. Впервые система экомаркировки была принята в ФРГ в 1978г. Канада, Япония и Норвегия приняли эту систему в 1989г. В рамках ЕС система была введена в 1993г. и применена к стиральным машинам.

Экомаркировка предназначена для обозначения положительной оценки продукта в отношении его воздействия на ОС. Ее наличие подразумевает, что продукт проверен соответствующим образом.

Участие компаний в системе экомаркировки может быть добровольным или обязательным.

Экомаркировка преследует цели:

· приобрести преимущества перед предприятиями, которые пытаются предоставить потребителю фальшивую экологическую информацию (в том числе посредством рекламы). Преимущества приобретаются путем осуществления экспертных, объективных оценок экологических качеств продукции,

· повысить обеспокоенность потребителей по поводу экологических качеств продукции, подтолкнуть их к тому, чтобы при принятии решений о покупке они исходили из соображений экологической безопасности ООС.*

· обеспечить производителям различные стимулы для разработки новых продуктов и процессов, менее опасных для ОС.

В рамках ЕС действуют две ключевые программы экомаркировки:

Ø программа «знак качества» - для добровольного участия компаний,

Ø программа экологической сертификации – обязательная для фирм – производителей потенциально опасных продуктов.

Например, на территории Германии около 4000 видов товаров и оборудования, поступивших от 630 производителей, уже к середине 90-х годов ХХ века имели экологическую маркировку.

Для экологически чистой продукции и предприятий, которые заявили о своей экологической ориентации, особенно важно не потеряться на рынке товаров. Поэтому для них важно с помощью торгового знака (марки) дать потребителю сориентироваться среди большого числа товаров.

Согласно Закону Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (№3689-ХІІ от 15.12.93г.):

знак – это обозначения, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от однородных товаров и услуг других лиц.

В английском языке существует понятие «trade mark» - торговая марка. В международной практике – «знак обслуживания». В Украине подобные знаки называются «знаками для товаров и услуг», а проще «товарными знаками».

Элементы экологической маркировки продукции:

Фирменное имя Слово, буква, группа слов (букв), которые могут быть произнесены Должно отвечать экологическому имиджу
Фирменный знак Символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение Экологическая символика – растительные и природные мотивы; зеленый, голубой, желтый и другие цвета, вызывающие доверие и убеждающие в серьезности экологических намерений.
Товарная марка Фирменной имя (знак), образ или их соединение, защищенные юридически Для предупреждения фальсификации и юридической защиты продукции, которая отвечает экологическим требованиям

Товарный знак нуждается в рекламе и одновременно является ее основой.

Товарный знак является элементом более широкого понятия «фирменный стиль» и занимает в нем ведущее место.

Экологический фирменный стиль – совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, языковых), которые обеспечивают единство экологически чистой продукции производителя-продавца и противопоставляют экологически ориентированного производителя и его продукцию конкурентам и их товарам.

Составными элементами системы экологического фирменного стиля являются:

· товарный знак,

· логотип – специально разработанное оригинальное изображение полного или сокращенного названия фирмы или группы ее товаров,

· фирменный блок – объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи – страна, почтовый адрес, телефон, телекс и официальные документы, которые свидетельствуют об экологической чистоте продукции или экологических обязательствах предприятия,

· фирменный цвет или цветовая композиция,

· фирменный комплект шрифтов.

Основные функции товарного знака (торговой марки) экологически ориентированных предприятий:

Ø свидетельствуют об отсутствии вредных веществ и благоприятном отношении к ОС товара, который продается,

Ø вызвать доверие покупателей благодаря экологической репутации собственника товара.

Малая активность потребителей при покупке экологически ориентированного товара объясняется тем, что:

· каждая сеть магазинов по-разному подает информацию об экологически чистом продукте и поэтому подобная информация не всегда обращает на себя внимание,

· не все покупатели понимают суть экологической информации и поэтому могут купить альтернативный продукт, более вредный для ОС,

· часть покупателей скептически относится к проблемам ОС и не осознает экологического воздействия товара на ОС, поэтому не способна отличить экологически ориентированный товар от другого.

Важную роль в процессе преподнесения информации о товаре играет упаковка. Большая часть экомаркировки располагается именно на ней.

Упаковка может быть однослойной, многослойной. Внутренняя упаковка – непосредственно для хранения товара и обеспечивает эстетическое оформление товара. Внешняя упаковка – материал для защиты внутренней упаковки и обеспечивает покупателя необходимой информацией. Именно на нее наносится или в нее вкладывается маркировка. При этом используются этикетки, ярлыки, штриховое кодирование. На этикетке экологически чистого товара необходимо, кроме марочного названия товара и информации о нем, предоставить информацию о его экологических составляющих.

Экомаркировку, нанесенную на упаковку, можно разделить на основные группы:

· знаки, которые применяются для обозначения экологичности предметов в общем или их отдельных составляющих (в том числе и самой упаковки). Согласно требованиям ЕС, экомаркировка должна быть выполнена в двух цветах: зеленом и голубом, или черным по белому, или белым цветом на черном фоне.

· знаки, которые призывают к сохранению ОС. Это знаки: призывы не сорить, сдавать соответствующие предметы для повторной переработки.

· Знаки, которые отражают небезопасность предмета для ОС. Примеры: специальный знак для обозначения веществ, которые небезопасны для морской фауны и флоры во время их перевозки водными путями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: