В странах с переходной экономикой

Нормативно-правовые акты, которые регулируют экологическую оценку

Страна год Основные нормативные акты
Польша   Закон об Охране окружающей среды
1984 - 1997 Многочисленные законодательные акты об ОС
Чехия   Закон об Охране окружающей среды
  Закон об экологической оценке
Словакия   Закон об Охране окружающей среды
  Закон об экологической оценке
Венгрия   Закон об Охране окружающей среды
  Закон об экологической оценке
Украина   Закон об Охране окружающей природной среды: - определяет правовые, экономические, социальные основы организации ООС в интересах настоящего и будущих поколений
  Закон об экологической экспертизе - регламентирует общественные отношения для обеспечения экологической безопасности, ООС, защиты экологических прав и интересов
  Закон об охране атмосферного воздуха - ст.23. «Условия проектирования, строительства и реконструкции предприятий и других объектов, которые воздействуют или могут воздействовать на состояние атмосферного воздуха».В ней значится: …… Согласование проектов застройки, строительства и реконструкции предприятий и других объектов осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры с учетом выводов природоохранных, санитарных и других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления согласно их полномочиям. - ст.25. ………Для определения безопасности для здоровья человека и экологической безопасности во время проектирования, размещения, строительства новых и реконструкции действующих предприятий проводится государственная экологическая и санитарно-гигиеническая экспертиза в порядке, определенном законодательством.
Закон о природно-заповедном фонде Украины
Закон об отходах. Закон о радиоактивных отходах
Земельный, водный, лесной кодексы, кодекс о недрах

Органы государственного управления:

1. Президент

2. Верховная Рада

3. Кабинет министров

4. Министерство ООС. Осуществляет:

- организует и осуществляет государственную экологическую экспертизу

- выдает разрешения на специальное использование природных ресурсов, пользование недрами,

- разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в ОС,

- на размещение отходов.

5. Государственная экологическая инспекция. Осуществляет:

- осуществляет контроль за соблюдением законодательства;

- подает предложения об отмене выданных разрешений в случае нарушения условий выполнения их.

6. Государственная служба заповедной зоны

7. Областные государственные управления экологии и природных ресурсов и др.

Однако круг лиц, взаимодействие с которыми необходимо в ходе экологической оценки, не ограничивается государственными органами, например, международные организации – Всемирный банк, Европейский банк реконструкций и развития. Такие организации контролируют инициатора намечаемой деятельности относительно соблюдения им необходимых процедур, оценивают качество документации по экологической оценке, а также принимают решение о выделении финансирования.

Кроме того, заинтересованными сторонами являются независимые научные организации, которые могут иметь ценную информацию, необходимую для прогноза намечаемой деятельности. Также заинтересованными сторонами могут быть неправительственные, общественные организации, защищающие разные группы граждан. Наконец, заинтересованной стороной является общественность.

Общая схема процесса экологической оценки проектов:

1 этап. Принятие решения о необходимости экологической оценки. Это решение может принять инициатор деятельности или государственный орган на основе списков деятельности, которые подлежат экологической оценке, сформулированных в нормативно-правовых актах. Такая оценка может проводиться, как неформально, так и в виде специального регламентированного процесса.

На этой же стадии может осуществляться более точное определение объекта экологической оценки. Это необходимо для того, чтобы избежать ситуации, когда оценке подвергается только часть реального замысла.

Например, если предусматривается прокладка шоссе, то экологическая оценка необходима не только для того участка, на которую в данный момент выделяется финансирование, а на всю магистраль в целом, с учетом подъездных путей, бензоколонок и других объектов, неразрывно связанных с участком шоссе.

Во многих странах перечень объектов экологической оценки разрабатывается и внедряется органами охраны окружающей среды.

2 этап. Определение задач экологической оценки. На этом этапе определяются потенциально важные воздействия, которые должны детально изучаться в дальнейшем. На этом же этапе может осуществляться определение альтернатив намечаемой деятельности, которые будут проанализированы в процессе дальнейшей оценки. На этой стадии разрабатывают программу проведения экологической оценки (техническое задание), в котором предусмотрены необходимые согласования, консультации с общественностью и другие мероприятия. В ряде стран техническое задание носит официальный характер и утверждается или даже разрабатывается государственными органами

3 этап. Прогноз, анализ и оценка значимости ожидаемых воздействий на ОС является основной стадией процесса экологической оценки. На этой стадии изучается:

- физическая величина факторов, которые воздействуют – объем выбросов или концентрация вредных веществ;

- ожидаемые изменения в разных компонентах ОС – воде, воздухе, грунте, ландшафте, фауне и флоре;

- возможное воздействие на здоровье человека, культурные ценности, социально-экономические условия.

Последствия должны быть оценены не только с точки зрения их размеров, но и значимости. Потенциальные воздействия должны изучаться для всех альтернатив, чтобы обеспечить их сравнение и выбор наиболее приемлемой альтернативы.

4 этап. Разработка мер относительно смягчения воздействий. В процессе проведения экологической оценки информация о возможных экологических воздействиях должна приводить к выбору между предлагаемыми альтернативами или разработке новых проектных решений, направленных на смягчение воздействий, их ликвидацию, компенсацию убытков.

Например, под смягчением понимают использование технологии, которая приводит к меньшим выбросам или путем строительства очистных сооружений.

Например, под компенсацией понимают меры по благоустройству прилегающих территорий, снижение для населения тарифов на услуги компании – инициатора деятельности, в некоторых случаях – непосредственная выплата компенсации местному населению.

Выбор мер должен быть обоснован и их экологическая эффективность описана в документации по экологической оценке. Это является ответственностью инициатора и разработчика.

5 этап. Составление итогового документа экологической оценки. В большинстве национальных систем является обязанностью инициатора деятельности и, как правило, по его поручению осуществляется разработчиком проектной документации или специализированными организациями.

Во-первых, документация, в первую очередь, должна способствовать принятию осознанного решения о намечаемой деятельности. Во-вторых, документ должен предоставлять полную информацию о последствиях намечаемой деятельности для заинтересованных лиц и организаций. Поэтому важно, чтобы документация в сжатой и понятной форме имела выводы по экологической оценке проекта.

6 этап. Консультации и участие общественности. Такие взаимодействия с заинтересованными сторонами целесообразны на всех этапах экологической оценки.

Например, на стадии определения задач полезно знать мнения общественности о том, какие именно воздействия больше всего волнуют общественность.

На этой стадии обговаривается итоговый документ или проект, представляются комментарии и замечания. Как правило, на протяжении определенного времени документ доступен общественности и заинтересованным сторонам, которые могут вносить замечания и предложения. Одновременно документ направляется в ряд государственных органов и другим организациям для получения официальных комментариев и замечаний.

Распространены также на этом этапе общественные слушания и включение их результатов в материалы по оценке воздействий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: