Основные задачи логистики

Та виробництвом

Производственный менеджмент и менеджмент логистики – обеспечивает снабжение сырьем и материалами (экологический менеджмент обеспечивает экологически приемлемое снабжение); производство продукции (в том числе «зеленой» продукции) определенного качества и в том количестве, которое определено с помощью маркетинга.

Логистика – это практическая деятельность, которая охватывает процессы планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первоначального источника до конечного потребителя.

С точки зрения ООС, логистика касается всего жизненного цикла продукта, включая возможности рециклирования, необходимость утилизации отслуживших изделий разными способами, выбор наиболее экологичных транспортных средств и др.

Логистические процессы воздействуют на ОПС и тем самым становятся объектом экологического менеджмента. Так на западных предприятиях логистические издержки составляют около 10% общих издержек, энергозатраты логистики также составляют около 10% общих энергозатрат, что несет с собой большую нагрузку на ОПС. Большое значение логистики, которая призвана рационализировать транспортные потоки, определяется и тем, что 25% всех выбросов оксида азота – это результат деятельности транспорта. Кроме того, транспорт приносит не только шум, вредные примеси в атмосферу и воду, но и к травмам. Строительство дорого уничтожает жизненное пространство природы.

Логистика затрагивает не только экономические проблемы на предприятии, т.е. выбор стратегий, которые минимизируют затраты или время выполнения производственных операций. Логистика также учитывает экологические потребности общества, клиентов предприятия, всех заинтересованных групп. Среди таких проблем можно выделить следующие:

− выбор средств транспорта,

− обоснование структуры логистических единиц, их форм,

− кооперацию фирм при реализации логистических процессов

− рациональную конфигурацию логистических единиц.

1. Выбор транспортных средств. Транспортные средства существенно различаются по выбросам оксида углерода. Необходимость быстрой реакции на потребности покупателей не позволяет полностью отказаться от грузового транспорта, но возможности разумной комбинации всех видов транспорта не исчерпаны. Роль логистики возрастает, когда в транспортные процессы включаются специализированные фирмы. Кроме того, не исключается и возможность передачи внутрипроизводственного транспорта и складского хозяйства специализированным фирмам, которые осуществляют эти процессы более рационально и экологично. Такое кооперирование требует большей организации, совместного планирования логистических процессов. В этом случае происходит согласование экономических и экологических целей, т.к. уменьшаются не только денежные затраты, но и нагрузка на ОПС.

2. Создание систем снабжения напрямую связано с вопросом о структуре логистических единиц. В западных странах оправдывают себя такие логистические центры, где в одном месте размещаются несколько фирм, которые дополняют друг друга по услугам и позволяют клиенту выбрать наиболее экологичную транспортную комбинацию.

Современные формы логистики, базирующиеся на таких принципах, как «доставка точно вовремя» (Just in time), «менеджмент цепи поставок» (Supply Chain Management), «эффективная реакция на спрос потребителей» имеют с позиции ООС неоднозначное значение. Так, с одной стороны, они приводят к увеличению экологической нагрузки ввиду частой доставки продукции клиенту малыми партиями, а с другой – возможность обеспечения этих систем современными средствами коммуникации позволяет исключить случаи излишних транспортных операций.

3. Кооперация фирм при реализации логистических процессов. В настоящее время все более применяется принцип «менеджмент цепи поставок». Это проявляется, с одной стороны, в появлении отлаженных промышленных и сервисных технологий, которые позволяют организовать производство и сервис в любой точке земного шара, в резком повышении мобильности капитала и людских ресурсов, и как следствие – возрастание экологической нагрузки. С другой стороны, наблюдаются дорогостоящие инвестиции в новые технологии, которые и позволяют эффективно и «точно в срок» производить продукты, удовлетворять потребности людей разных регионов мира. В конечном итоге уже не отдельная фирма вступает в конкуренцию, а группа производителей, поставщиков и сервисных компаний (банки, фирмы сектора логистики). Главное для них становится своевременное обслуживание клиента высококачественными продуктами. А вследствие информированности клиентов, возникает необходимость соблюдения экологических стандартов по всей цепочке. В итоге происходит не только экономическое кооперирование, но и экологическое.

Кооперирование в сфере логистики и ЭМ в наиболее чистом виде представлено в концепции «нулевые отходы», которая реализуется в «экологических парках». В этих экопарках различные фирмы кооперируются не только из-за возможности использовать совместные ресурсы (материалы, сырье, воду, инфраструктуру, информацию, природные системы), но и из-за возможности перерабатывать отходы предприятий-партнеров, в результате чего и формируется циклическая структура совместного производства.

4. Рациональная конфигурация логистических единиц касается вопросов определения размера упаковок, контейнеров, их размещения на транспортных средствах. Необходимость использования экологически приемлемых материалов для упаковки, приводит к обсуждению связей между материальным снабжением и ООС.

Модуль 3.4. Екологічна орієнтація персонального менеджменту

Персональный менеджмент – обеспечивает проведение мероприятий по отбору, приему на работу персонала, движению кадров (в том числе и увольнение по экологическим причинам); вырабатывает меры по природоохранной мотивации персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: