Система физического воспитания предполагает обязательное взаимодействие педагога, медицинского работника и студента при организации процесса обучения, а также в самостоятельных занятиях.
Все существо этого взаимодействия сводится к диагностике физического состояния человека с целью определения положительных результатов и корректировки негативных факторов.
Слово «диагностика» (греч. diagnosis - распознание) употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании. Нас будет интересовать второе значение.
Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и воздействия функциональных проб.
|
|
Для усвоения материала данного раздела мы будем использовать также термин «физическое развитие». Физическое развитие процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни человека морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Основные признаки физического развития - масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели. Критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.
Антропометрический показатель (anthropos - человек + metreo – измерять) – объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков:
1) соматометрические - длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т.д.;
2) физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота дыхания, мышечная сила рук, становая сила;
3) соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую,дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную (рис. 1. 2, табл. 1).
Рис. 1. Работа сердца в покое (по В.Н. Добровольскому). Работа легких (вентиляция легких).
Рис. 2. Работа сердца при прохождении спортсмена-лыжника дистанции 100 км (по Н.В. Добровольскому)