double arrow

ВЫБОР СЛОВА

Но только ли дело в литературном произношении? Нет, ко­нечно. Как уже говорилось, выделяются нормы слово­употребления. В чем их смысл?

Проверяйте значение слова по словарю

Основная ошибка — использование слов не в том значении, которое они имеют в русском литературном языке. Ведь слова нужно употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т. е. значением. Они называют определенные явления и предме-

ты действительности, и поэтому правильное их использование _ непременное условие точной передачи смысла.

Ошибки, связанные с семантикой, многообразны. Приведем некоторые примеры из речи учащихся.

Самое грубое нарушение—это просто незнание значения слова. Например: Ярко показана духовная опустошенность, до которой может “снизойти” человек. Все ли правильно в этой фразе? Нет. Если мы посмотрим в толковом словаре русского языка слово снизойти, то легко найдем его значение: “благо­склонно, но свысока обратить внимание на кого-либо или что-либо, проявить участие к кому-либо”. В вышеприведенной фразе скорее всего можно использовать слово дойти.

Еще пример: Произведениями Н. В. Гоголя восхища­лись не только современники писателя, но и его “предше­ственники”. Ну, конечно же, не предшественники, а по­томки. А кто такой предшественник? Опять смотрим в словарь. Оказывается, предшественник — это тот, кто предше­ствовал кому-либо, предшествовать — происходить, существо­вать раньше, прежде чего-либо. А потомки — люди будущих по­колений. Значит, произведениями Н. В. Гоголя никак не могли восхищаться предшественники, ибо тогда еще не было ни Гого­ля, ни его произведений.

Иногда не учитываются в слове тонкие смысловые оттенки: А. П. Чехов показал в рассказе “Ионыч” “преобразование” че­ловека. Преобразование — это крупное изменение, большая пе­ремена (преобразование экономики) и изменение к лучшему (преобразование системы управления). Как видим, ни одно зна­чение не соответствует смыслу приведенной фразы. Вероятно, целесообразно было бы сказать: показал изменение человека.

Нередко наблюдается смешение паронимов — слов, близких по звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своем значении. Это и создает почву для их смешения в речи. Например: эффектный — эффективный, факт — фактор, реаль­ный — реалистический.

Приведем пример: Одним из либеральных начинаний Алек­сандра I было “освоение” лицея. Конечно, здесь нужно не освое­ние (от глагола освоить — научиться пользоваться чем-либо, овладеть чем-либо; приобрести какие-либо знания, усвоить), а основание — от глагола основать, т. е. положить начало, учре­дить.

Не нарушайте лексическую сочетаемость

Какие же ошибки существуют еще? Разберем пример: “Игра­ет большое значение”. Следует сказать: имеет большое значение. Все объясняется очень просто: чтобы правильно употреблять слова, необходимо учитывать особенности их лексической сочета­емости, т. е. их способность стоять рядом друг с другом. При

этом следует иметь в виду, что одним словам свойственна прак­тически неограниченная сочетаемость, которая обусловлена их предметно-логическими связями. Например: деревянный стол, стул, пол, деревянная кровать, дверь и т. д. Другие же слова ограничены в своей сочетаемости. Перочинный может быть толь­ко нож; скоропостижно можно умереть (скончаться), играть роль, оказать помощь, иметь значение. Так вот, когда наруша­ется привычная лексическая сочетаемость, возникает стилисти­ческая ошибка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: