1. 1) Прочитайте фрагмент выступления Т. Н. Грановского (1848/49 г.).
2) Докажите, что это речь, относящаяся к академическому роду: вузовская лекция. Для этого надо: а) назвать научные термины (если среди них встретятся непонятные, посмотрите их значение в Энциклопедическом словаре); б) найти ссылки на исторические документы, на даты; в) проанализировать синтаксис фрагмента, определив, простые или сложные предложения преобладают; часто ли используются обособления.
3) Вызвал ли у вас интерес этот фрагмент? Если да, то почему?
Каждый член феодальной аристократии располагал по произволу своими рабами и отчасти своими вилланами. На него не было апелляции; апелляция на вассалов появилась уже позднее, в XIII столетии. Кроме того, у него не было общих юридических положений: при каждом колодце было свое право, по известному французскому выражению. Владелец судил по преданиям и обычаям своей местности, но и эти обычаи не обеспечивали подданных от его произвола. Уже в этом было много тяжкого для народа, который не находил нигде управы и защиты.
Читая сборники французских обычаев, составленные в XVI, XVII и XVIII веках, мы поражаемся множеством бессмысленных подробностей, количеством разных пошлых повинностей, которые при всем том не приносили владельцу никакой существенной пользы. Например, в одном владении Восточной Франции крестьяне обязаны были в определенное время собираться перед замком господина и целый день бить друг друга в грудь, делая гримасы друг другу и показывая язык. В другом месте крестьяне обязаны были привезти владельцу в известное время яйцо, положив его на телеге, запряженной 8 волами. Далее, в одном селении, принадлежащем фамилии Монморанси, ежегодно в известный срок посылался к господину цирюльник, который должен был его выбрить, где бы ни находился господин. Жители были обязаны в известные дни приходить к замку и целовать замки, запоры замка и другие грязные обычаи. Видно, что эти повинности не увеличивали ни богатства, ни могущества, ни славы феодального владельца. Какой же их смысл? В них выразился произвол, каприз феодального владельца, который не доволен тем, что имел власть над своими, но хотел унизить их. Ни в одну эпоху историческую мы не увидим такого страшного эгоистического развития, кое выражало презрение к подчиненным. Особенное почетное право феодального владельца состояло в том, что он имел свою виселицу перед замком. Поборы с крестьян определялись его собственной волею. Он не только облагал их огромными налогами, но к этому присоединялись еще несколько обстоятельств, коих не найдется нигде в мире, кроме феодального порядка вещей: часто, например, умиравший без близких род-
ственников оставлял свое имение господину; если после него ничего не оставалось, сборщик подати феодала отсекал руку у трупа и приносил господину. В этом обряде выражается взгляд феодального владельца на своих подданных. Следы этого обычая остались в названии manus mortua, droit de main morte (мертвая рука—лат.; право мертвой руки—франц.). Иностранец, умерший на земле владельца, оставлял собственность свою в пользу последнего (droit d’aubaine). Это сохранилось до 819 года, когда имение поступило уже в казну короля. Каждый владелец, как бы ни были мелки его поместья, брал пошлину с товаров, провозимых по его владениям; даже с самого купца бралась подать. Часто, однако ж, ни купец, ни товары не проезжали через владение и оставались в нем навсегда, поступая в собственность владельца.
2. Прочитайте фрагменты из воспоминании о Т. Н. Грановском (см. с. 42—43). Какие мысли авторов вы могли бы подтвердить, ссылаясь на приведенный выше текст лекции историка?
3. Прочитайте фрагменты речи, определите ее тему, род, вид. Как в содержании речи проявляется ее отношение к определенному роду и виду? К кому обращается автор? Какое впечатление произвел на вас этот фрагмент?
Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит произнести приговор по делу, которое по своей трудности, сложности и важности превышает все дела, разбиравшиеся до сих пор в стенах этого суда. Трудности эти состоят прежде всего в том, что преступление, о котором идет речь, совершено уже давно, очень давно — 15 лет тому назад. Затем, перед вами, вопреки тому, что бывает в большей части преступлений, не является потерпевшего лица, а между тем его помощь необходима правосудию в деле, в котором существуют расчеты коммерческие, так как оно одно может объяснить их обстоятельно и полно. (...)
Только впоследствии случай дал возможность возбудить уголовное дело вновь, и вот в настоящее время оно подлежит вашему рассмотрению. Вам, господа присяжные, предстоит пристально взглянуть в отдаленное прошлое, сквозь заслоняющую его массу томов и документов, сквозь целый ворох имен и чисел; вам придется всмотреться в ту даль, на которой написано “1858 год”; вам надлежит беспристрастным взглядом оценить обстановку завещания Беляева и затем произнести ваш приговор. <...>
Таким образом, господа присяжные, обвинение мое окончено. Я старался, не увлекаясь, спокойно и сжато изложить перед вами существенные обстоятельства этого сложного дела и те данные, которые почерпнуты мною из письменных документов. (...)
Я обвиняю Александра Мясникова в том, что он задумал со-
ставить подложное завещание от имени Беляева и привел это намерение в исполнение (...)
4. Прочитайте фрагменты речей Василия Осиповича Ключевского, определите их тему. Как в содержании речей проявляется их отношение к определенному роду, виду? Какие характерные языковые особенности вы заметили? Какое впечатление произвели на вас фрагменты? Попробуйте пересказать фрагменты, сохраняя их особенности, предварительно сформулировав основную мысль каждого из них.
I. Половину своего второго века пережил наш Московский университет. С усиленным биением пульса будут приветствовать его 12 января 1905 г. многочисленные его питомцы, рассеянные по городам и селам пространной России. Каждый из них, подписывая приветственную телеграмму, живее вспомнит свои лучшие годы, бодрее освежит свои светлые воспоминания. Старый студент вспомнит, когда он был молол н как хорошо был молод; молодой положит себе завет не забывать родного университета и когда состарится. Разделенные пространством, возрастом, житейскими стезями, убеждениями, все они мысленно сольются в плотную духовную корпорацию, объединенную солидарным нравственным чувством и одинаковыми умственными интересами. (...)
В это пятидесятилетие десятки тысяч студентов вышли из университета и, расходясь по городам и усадьбам отечества, будили местные силы духовными интересами и знаниями, вынесенными из университета. Это был с каждым годом нараставший всесословный резерв русского просвещения, вербовавшийся из различных общественных состояний. Всесословность положена была в основу Московского университета его устроителями, просвещеннейшим и благороднейшим русским вельможей Шуваловым и светилом европейской науки, архангельским крестьянином Ломоносовым.
II. Хозяйственный быт великоросса. В старой Киевской Руси главная пружина народного хозяйства, внешняя торговля, создала многочисленные города, служившие крупными или мелкими центрами торговли. В верхневолжской Руси, слишком удаленной от приморских рынков, внешняя торговля не могла стать главной движущей силой народного хозяйства. Вот почему здесь видим в XV—XVI вв. сравнительно незначительное количество городов, да и в тех значительная часть населения занималась хлебопашеством. Сельские поселения получили здесь решительный перевес над городами. Притом и эти поселения резко отличались своим характером от сел южной Руси. В последней постоянные внешние опасности и недостаток воды в открытой степи заставляли население размещаться крупными массами, скучиваться в огромные, тысячные села, которые до сих пор составляют
отличительную черту южной Руси. Напротив, на севере поселенец посреди лесов и болот с трудом отыскивал сухое место, на котором можно было бы с некоторою безопасностью и удобством поставить ногу, выстроить избу. Такие сухие места, открытые пригорки, являлись редкими островками среди моря лесов и болот. На таком островке можно было поставить один, два, много три крестьянских двора. Вот почему деревня в один или два крестьянских двора является господствующей формой расселения в северной России чуть не до конца XVII в.
5. Прочитайте фрагмент речи. Как в содержании речи появляется ее отношение к определенному роду, виду? Какие характерные языковые особенности вы заметили?
Человек был поставлен венцом природы, чтобы одухотворить и преобразить ее. А вместо этого он сам соблазнился своеволием, внял голосу Змия-Сатаны. Люди захотели жить по собственному произволу, пожелали “стать, как боги”. Возгордившись, они отпали от своего
Господа и, вместо того, чтобы исполнить вселенское дело, возложенное на них, попали под власть демонических сил.
Вместе с человеком на землю пришел грех. Грех — это сознательное нарушение воли Божией. На первых же страницах Библии мы видим людей, восстающих против небесной правды во имя своего хотения.
6. Прочитайте фрагмент из выступления Андрея Николаевича Сахарова на форуме “За безъядерный мир, за выживание человечества”, состоявшемся 14—16 февраля 1987 г. в Москве. К какому роду и виду вы бы отнесли эту речь? Выделите во фрагменте основную мысль, перескажите его.
...Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.
В эти дни в выступлениях участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся примером трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.
Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.
Такое кардинальное решение — размещение ядерных реакторов под землей на глубине, исключающей выделение радиоактивных продуктов в атмосферу при любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная безопасность в случае войны, ведущейся без использования ядерного оружия. Особенно существенно иметь полную безопасность для теплофикационных станций, располагаемых вблизи больших городов. Идея подземного расположения ядерных реакторов не нова, против нее выдвигаются соображения экономического характера. На самом деле с использованием современной землеройной техники цена будет, как я убежден, приемлемой. Жалеть же деньги на предотвращение радиационных катастроф нельзя. Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная возможными последствиями мирного использования ядерной энергии, должна сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность.
7. Прочитайте фрагмент речи. Как вы думаете, по какому случаю была она произнесена? Каков ее род и вид?
Други, за народ убитые!.. (...)
Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш неспособен к инициативе политических движений... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!
8. Постарайтесь послушать речи разных родов и видов. Например, выступления на съездах, в городских органах управления или речи руководителей государства (их можно услышать по радио, телевидению), выступления на собраниях, митингах; лекции; если удастся, то юбилейные речи, проповеди и др. Определите свое отношение к прослушанным речам: какая из них вам понравилась, какая нет, какая оставила равнодушными? Что вам известно об ораторе (его взгляды, занятия, авторитетность)? Перед кем он выступал? Убедил ли вас? Если да, то как это повлияет на ваши интересы, ваше поведение; если нет, то что бы вы ему возразили? Если оратор оставил вас равнодушным, постарайтесь определить, почему (вас не интересует тема; оратор для вас не является авторитетом; мысли его банальны; речь произнесена неумело).
9. Подготовьте сообщение на одну из тем.
1) Выдающийся(-еся) оратор(ы) XIX—XX вв.
2) Яркая, интересная речь, которую мне довелось услышать (ее тема, род, вид, особенности). (Или: Речь, до глубины души возмутившая меня. Или: Речь, оставившая меня равнодушным(ой).)
Если хотите, можете подготовить сообщение на любую придуманную вами тему.
10. 1) Представьте себе, что вам удалось прослушать увлекательную лекцию по интересующей вас проблеме и записать основные мысли лектора. Как вы расскажете об услышанном вашим друзьям: а) которые увлекются этой проблемой так же, как и вы; б) которые поверхностно знакомы или совсем не занакомы с этими вопросами?
2) Приходилось ли вам слышать митинговые речи? Чем они отличаются от парламентских?
3) Каждый из вас ежегодно слышит приветственные речи 1 сентября. Остались ли какие-нибудь из них в вашей памяти? Если да (или нет), то почему? Приходилось ли вам слышать другие социально-бытовые речи (приветственные, юбилейные и т. д.)? Что общего у речей этого рода? Чем они отличаются?
11. Рассмотрите схему.
1) Выразите словесно заключенную в схеме информацию. Можно ли это сделать в одном предложении? Или необходимо несколько связанных по смыслу предложений, т. е. текст?
2) Сопоставьте составленный вами текст по схеме с “Резюме” главы.