Резюме
1. В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующие роды красноречия: академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное.
2. В каждом роде красноречия существует несколько видов. Так, среди академических речей можно назвать лекцию вузовскую (школьную), научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярную лекцию. Судебные речи—это прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная). Можно отметить следующие виды социально-политических речей: доклад (выступление) на съезде (конференции, собрании, заседании), парламентская, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение. Среди социально-бытовых речей выделяются юбилейная, приветственная, застольная, надгробная, речь на приеме. К духовному красноречию относятся слово (проповедь) и официальная церковная речь.
3. Границы между родами красноречия подвижны. Особенно это касается академического и социально-политического красноречия.
ГЛАВА 4
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНО
ПРОЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:
ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
КАКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКА СУЩЕСТВУЮТ
ПОЗНАКОМИТЕСЬ С НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИМИСЯ РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ1:
В УДАРЕНИИ И ПРОИЗНОШЕНИИ,В УПОТРЕБЛЕНИИ СЛОВ, ИХ ФОРМ И СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
Оратор должен владеть высокой культурой речи. Так что же это такое, высокая культура речи? Сошлемся на мнение известного ученого, автора “Словаря русского языка” профессора С. И. Ожегова: “Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.
Нормы языка — это общепринятые в общественно-речевой практике (в речи образованных людей, в театре, на радио
__________________________
1 Термин “речевая ошибка” используется в более широком значении, чем это принято.
и т. п.) правила произношения, грамматики и словоупотребления.
Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка.
Она заключается еще и в умении найти не только точное' средство для выражения своей мысли, но и выбрать наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)”.
Речь воздействует на слушателей в том случае, если мысль излагается коротко и четко, без лишних слов, если она понятна каждому, если передается ярко, эмоционально и производит именно такое впечатление, какое хочет оратор.
Прежде всего, конечно, мы должны думать о правильности, нормированности речи. Ибо речь, изобилующая ошибками, особенно в ударении, не воздействует. А если уж быть точным, то “воздействует наоборот”: ошибки режут слух, отвлекают от мысли, содержания и даже приводят к некоторому отрицательному отношению к оратору.
Таким образом, следование языковой (литературной) норме—основное требование к ораторской речи. А норма, как мы видим, это наиболее распространенные, принятые в практике образцового использования и регламентированные правилами произносительные, лексические, морфологические, синтаксические варианты. В школе изучают нормативную речь. И преподаватели обращают большое внимание на нарушения литературной нормы, которые называются речевыми ошибками.
Выделяют нормы ударения, нормы произношения, нормы словоупотребления, нормы в морфологии и синтаксисе.