Нормы языка и речевые ошибки

Резюме

1. В зависимости от содержания, цели и условий высказы­вания выделяют следующие роды красноречия: академиче­ское, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное.

2. В каждом роде красноречия существует несколько видов. Так, среди академических речей можно назвать лекцию ву­зовскую (школьную), научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярную лекцию. Судебные речи—это прокурорская (обвини­тельная) и адвокатская (защитительная). Можно от­метить следующие виды социально-политических речей: до­клад (выступление) на съезде (конференции, собрании, засе­дании), парламентская, митинговая, военно-пат­риотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение. Среди социально-бытовых ре­чей выделяются юбилейная, приветственная, за­стольная, надгробная, речь на приеме. К духовно­му красноречию относятся слово (проповедь) и офи­циальная церковная речь.

3. Границы между родами красноречия подвижны. Особенно это касается академического и социально-политического красно­речия.

ГЛАВА 4

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНО

ПРОЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

КАКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКА СУЩЕСТВУЮТ

ПОЗНАКОМИТЕСЬ С НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИМИСЯ РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ1:

В УДАРЕНИИ И ПРОИЗНОШЕНИИ,В УПОТРЕБЛЕНИИ СЛОВ, ИХ ФОРМ И СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

Оратор должен владеть высокой культурой речи. Так что же это такое, высокая культура речи? Сошлемся на мнение извест­ного ученого, автора “Словаря русского языка” профессо­ра С. И. Ожегова: “Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли сред­ствами языка.

Правильной речью называется та, в которой соблюда­ются нормы современного литературного языка.

Нормы языка — это общепринятые в общественно-рече­вой практике (в речи образованных людей, в театре, на радио

__________________________

1 Термин “речевая ошибка” используется в более широком значении, чем это принято.

и т. п.) правила произношения, грамматики и словоупотребления.

Но высокая культура речи заключается не только в следова­нии нормам языка.

Она заключается еще и в умении найти не только точное' средство для выражения своей мысли, но и выбрать наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)”.

Речь воздействует на слушателей в том случае, если мысль излагается коротко и четко, без лишних слов, если она понятна каждому, если передается ярко, эмоционально и производит именно такое впечатление, какое хочет оратор.

Прежде всего, конечно, мы должны думать о правильности, нормированности речи. Ибо речь, изобилующая ошибками, осо­бенно в ударении, не воздействует. А если уж быть точным, то “воздействует наоборот”: ошибки режут слух, отвлекают от мыс­ли, содержания и даже приводят к некоторому отрицательному отношению к оратору.

Таким образом, следование языковой (литератур­ной) норме—основное требование к оратор­ской речи. А норма, как мы видим, это наиболее распростра­ненные, принятые в практике образцового использования и рег­ламентированные правилами произносительные, лексические, морфологические, синтаксические варианты. В школе изучают нормативную речь. И преподаватели обращают большое внима­ние на нарушения литературной нормы, которые называются речевыми ошибками.

Выделяют нормы ударения, нормы произношения, нормы сло­воупотребления, нормы в морфологии и синтаксисе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: