С чего начинается подготовка к речи

Резюме

1. Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову.

2. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа (ско­рости произнесения звуков), силы голоса (громкий, тихий, средний), его высоты.

3. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, т. е. из­бегая монотонности.

4. Выступающий с речью должен обладать хорошей дик­цией, т. е. произносить слова четко и ясно.

5. Опытный оратор уделяет большое внимание паузам:

они позволяют делать определенные смысловые акценты, облег­чают дыхание. Естественная для устной речи прерыви­стость, если она незначительна, позволяет найти нужное слово для выражения мысли и даже активизирует аудиторию.

6. Выступающий должен уметь голосом выражать те чув­ства, переживания, которые соответствуют содержанию речи.

ГЛАВА 6

КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ?

ПРОЧИТАВ ЭТУ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

МОЖНО ЛИ ВЫСТУПАТЬ БЕЗ ПОДГОТОВКИ

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОДГОТОВКА К РЕЧИ

ЧТО ТАКОЕ РАБОЧИЙ ПЛАН

ГДЕ НАХОДИТЬ И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФАКТЫ

КАК РАБОТАТЬ С ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ТЕМЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

СТОИТ ЛИ ПИСАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ РЕЧИ

ЗАЧЕМ НАДО РЕПЕТИРОВАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ

ЧТО ЛУЧШЕ: ЧИТАТЬ РЕЧЬ ПО БУМАЖКЕ ИЛИ ГОВОРИТЬ

ГОТОВИТЬСЯ К РЕЧИ ИЛИ ВЫСТУПАТЬ ЭКСПРОМТОМ?

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Публич­ное выступление — это путешествие с определенной целью. И маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, ку­да он идет, обычно приходит неизвестно куда.

Однако подготовка к выступлению бывает различной. Во многом это связано с родом и видом речи.

Возьмем, например, митинговую речь. Она обычно бывает краткой (5—10 минут), зависит от ситуации и может быть про­изнесена без предварительной подготовки, если, допустим, что-то

неожиданно задело будущего оратора за живое. Так же иногда возникает и выступление в прениях на собрании, в парламенте. В некоторых случаях экспромтом (т. е. сразу, без подготовки, без обдумывания) произносятся и социально-бытовые речи: привет­ственные, надгробные, застольные. Однако в большинстве случа­ев и вышеназванные виды речей продумываются и готовятся за­ранее.

Как правило, тщательной работы требует создание хорошей судебной, а особенно академической речи. Наверное, рекорд по длительности подготовки к лекции поставил русский физик Александр Григорьевич Столетов, который в конце 1889 г. полу­чил приглашение прочесть, лекцию в начале 1894 г. В течение всех четырех с лишним лет он периодически возвращался к предстоящей лекции: менял план, вносил уточнения, вызван­ные новыми открытиями.

Сохранились сведения современников о “технике” создания блестящих лекций филолога Ф. И. Буслаева. Летом во время от­дыха на даче ученый намечал темы курсов лекций, выписывал нужные книги и рукописи, т. е. собирал материал для лекций. Осенью писал черновые 'рукописи “для себя”, где в мельчайших подробностях излагал то, что хотел сообщить слушателям. Одно­временно готовились научные публикации по тем же проблемам для журналов, сборников, книг. За день до конкретной лекции весь материал приводился в порядок: Ф. И. Буслаев готовил бе­ловую рукопись с широкими полями, написанную чисто и круп­но. Это была окончательная “шлифовка” полного текста лекции.

Невозможно без кропотливой предварительной подготовки прочитать лекцию по естественным наукам, которая обычно со­провождается демонстрацией наглядных пособий, опытов. Так, К. А. Тимирязев перед каждой лекцией заранее отрабатывал опыты с ассистентами,, сам подбирал аппаратуру, делал диапо­зитивы, вместе с художниками разрабатывал схемы, рисунки, диаграммы.

Но в то же время есть и другие примеры. В 1928 г. вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествование писателя прово­дилось в Большом театре. Речь о творчестве М. Горького должен был произнести Анатолий Васильевич Луначарский (1875— 1933)—деятель культуры, критик, нарком просвещения. Оратор узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На тщатель­ную подготовку _просто не было времени. И вот интересно: речь по случаю приезда Горького — один из самых блестящих образ­цов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анали­зируется творчество писателя, она увлекательна по форме.

Что это, импровизация (создание художественного произведения в момент исполнения, без предварительной подго­товки)? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спросили об этом Анатолия Васильевича, он пожал плечами:

“Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком

еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик зани­маться его творчеством”. Как видим, к этому выступлению он “готовился всю жизнь”. Итак, значительная по объему импрови­зированная речь строится на основе хорошо известного материа­ла, огромных знаний и прошлого опыта оратора. Иначе говоря, выступающий к ней мало готовится или совсем не готовится на­кануне ее произнесения, но имеет достаточный багаж знаний и опыт произнесения речей, чтобы ограничиться такой под­готовкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: