Резюме
1. Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову.
2. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа (скорости произнесения звуков), силы голоса (громкий, тихий, средний), его высоты.
3. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, т. е. избегая монотонности.
4. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, т. е. произносить слова четко и ясно.
5. Опытный оратор уделяет большое внимание паузам:
они позволяют делать определенные смысловые акценты, облегчают дыхание. Естественная для устной речи прерывистость, если она незначительна, позволяет найти нужное слово для выражения мысли и даже активизирует аудиторию.
6. Выступающий должен уметь голосом выражать те чувства, переживания, которые соответствуют содержанию речи.
ГЛАВА 6
КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ?
ПРОЧИТАВ ЭТУ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:
МОЖНО ЛИ ВЫСТУПАТЬ БЕЗ ПОДГОТОВКИ
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОДГОТОВКА К РЕЧИ
ЧТО ТАКОЕ РАБОЧИЙ ПЛАН
|
|
ГДЕ НАХОДИТЬ И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФАКТЫ
КАК РАБОТАТЬ С ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ТЕМЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
СТОИТ ЛИ ПИСАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ РЕЧИ
ЗАЧЕМ НАДО РЕПЕТИРОВАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ
ЧТО ЛУЧШЕ: ЧИТАТЬ РЕЧЬ ПО БУМАЖКЕ ИЛИ ГОВОРИТЬ
ГОТОВИТЬСЯ К РЕЧИ ИЛИ ВЫСТУПАТЬ ЭКСПРОМТОМ?
Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Публичное выступление — это путешествие с определенной целью. И маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.
Однако подготовка к выступлению бывает различной. Во многом это связано с родом и видом речи.
Возьмем, например, митинговую речь. Она обычно бывает краткой (5—10 минут), зависит от ситуации и может быть произнесена без предварительной подготовки, если, допустим, что-то
неожиданно задело будущего оратора за живое. Так же иногда возникает и выступление в прениях на собрании, в парламенте. В некоторых случаях экспромтом (т. е. сразу, без подготовки, без обдумывания) произносятся и социально-бытовые речи: приветственные, надгробные, застольные. Однако в большинстве случаев и вышеназванные виды речей продумываются и готовятся заранее.
Как правило, тщательной работы требует создание хорошей судебной, а особенно академической речи. Наверное, рекорд по длительности подготовки к лекции поставил русский физик Александр Григорьевич Столетов, который в конце 1889 г. получил приглашение прочесть, лекцию в начале 1894 г. В течение всех четырех с лишним лет он периодически возвращался к предстоящей лекции: менял план, вносил уточнения, вызванные новыми открытиями.
|
|
Сохранились сведения современников о “технике” создания блестящих лекций филолога Ф. И. Буслаева. Летом во время отдыха на даче ученый намечал темы курсов лекций, выписывал нужные книги и рукописи, т. е. собирал материал для лекций. Осенью писал черновые 'рукописи “для себя”, где в мельчайших подробностях излагал то, что хотел сообщить слушателям. Одновременно готовились научные публикации по тем же проблемам для журналов, сборников, книг. За день до конкретной лекции весь материал приводился в порядок: Ф. И. Буслаев готовил беловую рукопись с широкими полями, написанную чисто и крупно. Это была окончательная “шлифовка” полного текста лекции.
Невозможно без кропотливой предварительной подготовки прочитать лекцию по естественным наукам, которая обычно сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов. Так, К. А. Тимирязев перед каждой лекцией заранее отрабатывал опыты с ассистентами,, сам подбирал аппаратуру, делал диапозитивы, вместе с художниками разрабатывал схемы, рисунки, диаграммы.
Но в то же время есть и другие примеры. В 1928 г. вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествование писателя проводилось в Большом театре. Речь о творчестве М. Горького должен был произнести Анатолий Васильевич Луначарский (1875— 1933)—деятель культуры, критик, нарком просвещения. Оратор узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На тщательную подготовку _просто не было времени. И вот интересно: речь по случаю приезда Горького — один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме.
Что это, импровизация (создание художественного произведения в момент исполнения, без предварительной подготовки)? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спросили об этом Анатолия Васильевича, он пожал плечами:
“Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком
еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством”. Как видим, к этому выступлению он “готовился всю жизнь”. Итак, значительная по объему импровизированная речь строится на основе хорошо известного материала, огромных знаний и прошлого опыта оратора. Иначе говоря, выступающий к ней мало готовится или совсем не готовится накануне ее произнесения, но имеет достаточный багаж знаний и опыт произнесения речей, чтобы ограничиться такой подготовкой.