Вопрос №16. Организация разработки новой экскурсии

Создание новой экскурсии. Творческая группа экскурсоводов. Руководитель творческой группы. Организованная работа экскурсионного подразделения (в бюро в методическом кабинете), самостоятельная работа (в библиотеках и других учреждениях и на дому). Основные этапы разработки новой экскурсии. Технологические документы, являющиеся результатом проектирования услуги «Экскурсия» в соответствии с ГОСТ Р 50681 – 94. Качественный контроль созданной экскурсии.

Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.

Организованная работа экскурсионного подразделения – как организовать. Историческая, природоведческая, искусствоведческая (по тематическому признаку); возрастная (школьные) секции. Метод кабинет (секции экскурсоводов), руководит – старший экскурсовод; курирует - старший методист. Самостоятельная – самостоятельное изучение материала.

Этапы разработки новой экскурсии:

- Осмысление экскурсии (цели, задачи, тема)

- Изучение источников информации (статистика, литература)

- Отбор объектов, паспортизация объектов.

- Составление маршрута.

- Репетиция на маршруте.

- Написание контрольного текста.

- Написание технологической карты.

- Контрольный прогон экскурсии.

- Приказ директора о допуске экскурсии к эксплуатации.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. В соответствии с ГОСТ Р 50681 – 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

- Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

- Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Проектирование услуги «экскурсия» предусматривает определения:

- тематической направленности;

- объектов осмотра;

- продолжительности экскурсий;

- объема информации;

- формы перемещения по маршруту экскурсий;

- социологическое изучение предложений экскурсантов по условиям обслуживания.

Результатом проектирования услуги «экскурсия» являются следующие технологические документы:

- технологическая карта экскурсии;

- контрольный текст экскурсии;

- материалы «Портфеля экскурсовода»;

- схема трассы маршрута транспортной экскурсии.

Организованная работа! Экскурсионное бюро: экскурсионное, методическое звенья.

Метод звено. Руководит – старший методист (менеджер низового управленческого звена). Функции старшего методиста: планирование, контроль, инновации, организации, мотивации, маркетинга, координации. Изучение, внедрение методик, создание методик на основе опыта предприятия.

В его подчинении: экскурсоводы (работает самостоятельно и в подчинении). Экскурсовод создает экскурсии, дополняет, совершенствует действующие. Выполняет экскурсии на маршруте согласно стандарта данного предприятия (технологическая карта, портфель экскурсовода, маршрут экскурсии). Так же должны заниматься пропагандой рекламы экскурсий, работа в метод секциях, участие в подготовке новых экскурсоводов.

План работы секции составляется на год, занятия 1-2 раза в месяц. В форме лекций, обзор литературы, работа над объектом, прослушка аудиозаписей, поход в музеи, на выставки.

Творческая группа экскурсоводов. Так же как и предыдущая создается приказом по предприятию. Распадается автоматически. Созданная экскурсия используется в полной мере, либо признается нецелесообразной. Участники: руководитель, ответственный за тему.

Контроль качества услуг и обслуживания, предоставляемых туристскими предприятиями, проводится на основе использования различных методов:

- визуального контроля (путем осмотра объекта - его интерьеров, оборудования, инвентаря, посуды, столового белья и пр.);

- аналитического (анализа документации - бракеражных журналов, санитарных книжек персонала и пр.);

- медицинского контроля (медицинских осмотров персонала, санитарно-эпидемиологических анализов);

- инструментальных (определения качества воды, воздуха и т.д., проверки технического состояния и режимов работы оборудования и т.д.);

- социологических (путем опроса туристов и обслуживающего персонала).

Вопрос №17. Структура экскурсионного подразделения туристского предприятия

Два звена экскурсионного подразделения: организаторы экскурсий, диспетчерская служба. Основные виды работ подразделений: составление плана работы, контроль за выполнением плана, продажа экскурсий, заключение договоров на экскурсионное обслуживание, прием заявок, организация дополнительного обслуживания, учет заявок, составление картотеки экскурсоводов с указанием специализации, создание базы данных по экскурсионным учреждениям, транспортным предприятиям и т.д.

1. Создать экскурсию

2. Продать экскурсию - продавец экскурсии, агент по продажам экскурсий

Три группы: руководители (старший методист), специалисты (экскурсоводы), технические исполнители (продавец).

Экскурсионная путевка – время начала, дата, место проведения экскурсии, оплата экскурсии, длительность экскурсии, формат проведения экскурсии.

3. Организовать работу

4. Проведение обслуживания на экскурсии.

Организатор экскурсии (агент по продажам). Кто создает экскурсию, тот ее и проводит! Экскурсоводы создают экскурсии и чаще всего сами ее проводят.

Диспетчерская служба (диспетчеры). Занимается организацией проведения экскурсии. Должен иметь картотеку экскурсоводов (когда может работать, рабочие темы) и экскурсий. Работает с диспетчерским журналом (в нем записана каждая проданная экскурсия). Как правило, не принимает расчет за экскурсию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: