Право в системе социальных норм. Норма права является особым видом социальных норм

Норма права является особым видом социальных норм. Норму права отличает от всех других социальных норм: формальная определенность в виде нормативно-правовых актов; общеобязательность для всех субъектов социальных отношений, обеспеченная принудительной силой государства; оценка поведения с позиций правомерности или неправомерности, законности или незаконности.

Норма права (правовая норма) - общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц в рамках нормативно-регламентированной ситуации.

Общие черты права и морали: 1) нормативное содержание; 2) регуляторы общественных отношений; 3) реализуются в большинстве случаев добровольно; 4) основаны на общности социально-экономических интересов.

Отличительные черты права и морали: 1) по происхождению (мораль возникает вместе с обществом; право - вместе с государством); 2) по форме выражения (мораль содержится в общественном сознании, право - в социальных нормативных актах); 3) по сфере действия мораль может регулировать все общественные отношения, право - наиболее важные; 4) по времени введения в действие (моральные нормы вводятся по мере их осознания, правовые нормы в установленный срок); 5) по способу обеспечения (нормы морали обеспечиваются морали общественного воздействия, то нормы права - мерами государственного воздействия).

3. Формы (источники) права: понятие и виды

Выделяют источники права в историческом, материальном и формально-юридическом смысле. Историческое понимание источника права – древние правовые документы. Материальным источником права являются социально-экономические условия жизни общества. В формально-юридическом смысле под источником права понимается внешняя форма выражения норм права. В качестве источников права выделяются: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативно-правовой акт. Правовой обычай - это санкционированный и обеспеченный государством обычай. Юридический прецедент - это решение государственного органа по конкретному вопросу, ставшее обязательным образцом для последующих решений по подобным вопросам и признанное в качестве нормы права. Нормативный договор - это особый вид нормативно-правового акта, который вследствие достижения согласия сторон, содержит в себе нормы права. Нормативно-правовой акт - это документ соответствующего государственного органа, содержащего в себе нормы права.

4. Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Нормативный правовой акт – официальный, письменный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие

Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.

К основному виду нормативных правовых актов относятся:

1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; 2) указы Президента, имеющие силу конституционного закона; указы Президента, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; 3) нормативные постановления Парламента и его палат; 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного суда и Центральной избирательной комиссии; 6) нормативные правовые приказы министров и иных руководителей центральных государственных органов; 7) нормативные правовые постановления центральных государственных органов; 8) нормативные правовые решения маслихатов, акимов и нормативные правовые постановления акиматов.

К производному виду нормативных правовых актов относятся: 1) регламент; 2) положение; 3) правила; 4) инструкция. Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: