Тема 1.2. Основы теории и методологии. Модели и методы менеджмента

Классификация управленческих работников

Разделение управленческого труда — объективный процесс обособ­ления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой дея­тельности различных групп управленческих работников. Это способ­ствует повышению качества управляющих воздействий.

Существует несколько видов разделения управленческого труда (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Виды разделения управленческого труда

Виды Характеристика
Функциональное Иерархическое Технологическое Профессиональное Квалификационное Должностное Выделение необходимых для эффективного уп­равления производством функций, выполнение которых закрепляется за определенными работ­никами или подразделениями аппарата управле­ния Распределение работ по уровням иерархии уп­равления, закрепление их за определенными уп­равленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних Разделение процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными ка­тегориями работников Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготов­кой Предоставление работникам конкретных видов работ в соответствии с их квалификацией, ста­жем работы и личными способностями Назначение управленческих работников в сис­теме управления в соответствии с их компетен­цией (совокупностью прав, обязанностей и от­ветственности по реализации какой-либо функ­ции управления)

В соответствии с подходом, получившим на российских пред­приятиях наибольшее распространение, управленческих работни­ков по их функциональной роли в процессе управления подразде­ляют на руководителей, специалистов и служащих (технических исполнителей).

Центральное место в управлении занимает руководитель — работ­ник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необхо­димыми полномочиями принятия решений по конкретным видам де­ятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы. В современной отечественной экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» стало употребляться по­нятие «менеджер» (управляющий). Менеджер — это руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия ре­шений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин «менеджер» употребляется при­менительно:

ü к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных под­разделений (управлений, отделений, отделов);

ü к руководителю по отношению к подчиненным;

ü к администратору любого уровня, организующему работу на ос­нове современных методов.

К категории специалистов относятся сотрудники, выполняющие определенные функции управления, которые анализируют собран­ную информацию и разрабатывают варианты решений для руково­дителей соответствующего уровня (экономисты, бухгалтеры, юрис­ты и др.). Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений в виде приказов и рас­поряжений руководителей, технико-технологических нормативов, организационных регламентов деятельности и четких квалификаци­онных требований относительно специальных знаний. В их деятель­ности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключа­ет творчества.

Служащие — сотрудники, обслуживающие деятельность специали­стов и руководителей, призванные выполнять информационно-тех­нические операции, освобождая руководителей и специалистов от ру­тинной и трудоемкой работы (секретари, машинистки, архивариусы и др.). Специфика их деятельности состоит в использовании стандарт­ных процедур и операций, и в том, что она в большей степени подда­ется нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические и технические операции.

Литература для подготовки к лекции:

1. Теория управления: учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Шеметов, П. В. Теория организации: учеб. пособие / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - 3-е изд-е, стер. - М.: ОМЕГА-Л, 2008.

3. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Методология любой науки представляет собой органическое единство общеметодологических (общефилософских) методов; общенаучных подходов и методов исследования; междисциплинарных и частнонаучных методов.

Методология в буквальном значении (логос– наука, знание, и метод– путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции:

1) получение (сбор информации), создание нового знания;

2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;

3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания;

вторая– на основе использования законов логического мышления;

третья– на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

В системе методологии любой науки центральное место занимает подсистема методов исследования.

Методы — это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.

В составе методов экономического исследования различают:

а) всеобщие: общеметодологические (общефилософские) и общенаучные методы;

б) локальные: специфические методы.

В свою очередь в составе общенаучных методов выделяют:

а) эмпирико-теоретические;

б) теоретические методы.

Локальные научные методы - это специфические для конкретной науки (двойной записи и калькулирования — в бухгалтер­ском учете; выборочный и индексный — в статистике; бюджетный, балансовый, вариантных приближений, экспертных оценок, генерирования идей, оценки управленческих решений и др. - в менеджменте и т. д.) методы.

Общенаучные и локально-научные методы исследования ис­пользуются в неразрывной связи со всеобщими методами — абстрагирования и диалектическим методом. Всеобщие методы влияют на процесс и итоги исследований. Всеобщие методы тре­буют, чтобы общенаучные и локально-научные методы рассмат­ривались в единстве. Глубокое познание на основе использова­ния какого-либо одного метода невозможно. Только в системе методов, в их взаимосвязи могут быть получены объективные вы­воды. Конечно, в разных предметных областях и на разных эта­пах исследования отдельные методы — компоненты их единой системы — могут иметь преобладающее значение. Но в целом ус­пех может принести только система методов.

Эмпирико-теоретические методы включают наблюдение, эксперимент, измерения, описания.

Логико-теоретические методы включают: методы сравнения, аналитический и синтетический, историко-логический, метод познания, аксиоматический, математические, индук­тивный и дедуктивный методы, методы аналогии, моделирова­ния, предвидения, объяснения.

Методы менеджмента — это система правил и процедур реше­ния различных задач управления с целью обеспечения эффектив­ного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядочен­ность, обоснованность и эффективную организацию в построе­ние и функционирование систем управления на предприятии.

Общими основами методологии менеджмента являются

ü диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии (индукция и дедукция);

ü абстрагирование, выделение принципов ( единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма);

ü системный подход.

Менеджмент подчиняется всем законам объективного мира и также состоит из частей, имеющих общий и специфический характер. Специфический характер отдельным разделам управленческой науки придают конкретные, специфи­ческие виды деятельности, являющиеся объектом управления.

К таким разделам мы относим: управление персоналом, информа­ционный менеджмент, финансовый менеджмент, производствен­ный менеджмент, инновационный менеджмент, инвестицион­ный менеджмент, управление качеством, управление снабжени­ем, управление сбытом, маркетинг и другие виды менеджмента, имеющие специфический объект управления.

Таким образом, в состав общетеоретических вопросов управ­ленческой науки целесообразно включить те, которые не зависят от конкретного объекта управления, а определяются внутренним содержанием управленческой деятельности. К таким вопросам относятся:

• сущность управления организацией и методологические ос­новы управленческой науки;

• сущность и структурирование организаций;

• функции управления;

• принятие решений;

• коммуникационные процессы в управлении;

• групповая динамика и стиль руководства;

• власть и влияние руководителя;

• эффективность управления.

В системе локальных методов менеджмента используются как об­щие методы и приемы (например, экспертиза, генерирование идей, оценка управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: