Понятие моели управления

В словарях дается несколько значений слова «модель». Она трактуется как образец (эталон) для массового изготовления ка­кого-либо изделия или конструкции. Под «моделью» понимается также устройство, имитирующее строение и действие какого-ли­бо другого (моделируемого) устройства в научных, производ­ственных или иных целях. В широком смысле «модель» — это аналог (изображение, описание, схема, план и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осущес­твляет моделирование, являются оригиналом.

Специалисты справедливо считают, что не существует модели управления идеальной для всех, поскольку каждая фирма уникальна.

При этом не обязательно для каждой организации изобретать какую-то эксклюзивную модель. Модель, которая руководителю или управленческой коман­де может представляется наиболее подходящей, можно, во-первых, взять уже готовой, имея в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали поло­жительный результат; во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различ­ных моделей управления; в-третьих, выбрать базовую модель уп­равления, которая в максимальной мере отвечает предъявляе­мым требованиям, исключить из нее нежелательные, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отвечают специфиче­ским особенностям управляемого объекта и условиям его функ­ционирования.

К созданию принципиально новой модели управления, должна привести эволюция научного мышления, появление совершенно новой парадигмы, способной уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем.

Для целей классификацииможно выделить следующие признаки основных моделей управления:

По виду преобладающей собственности на средства производ­ства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.

По степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либе­ральная), рыночная с элементами государственного регулирова­ния, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизован­ного управления с элементами рынка (плановая).

По характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая.

По критерию «встроенности» человека в систему производи­тельных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустри­альная.

По территориальному происхождению и месту адаптации: рос­сийская, американская, японская, шведская, германская, бра­зильская.

По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

1) школа научного менеджмента (Р. Оуэн, Ф. Тейлор, Ф. Джилбрет, Г. Эмерсон);

2) школа рациональной бюрократии (М. Вебер);

3) административная школа (А. Файоль);

4) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик);

5) школа НОТ (А. Богданов, А. Журавский, Ф. Дунаев, А. Гостев, Н. Витке, Ф. Дунаевский, П. Керженцев);

6) школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо);

7) мотивационная школа (А. Маслоу, Ф. Херцберг, В. Врум, Адаме, У Джемс, Д. Маклелланд);

8) школа «организационного поведения» (К. Арджирис, Р. Лайкерт, А. Этциони, Б. Басе, Р. Блейк, Дж. Моутон).

По роли и месту человека в системе управления: модель Д. Мак-Грегора (теория X и теория У), модель У. Оучи (теория Z).

По отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счастливый атом» (У. Питере, Р. Уотермен), модель управления по ре­зультатам (Т. Санталайнен), ситуационная модель.

По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамичес­кая (прогнозная, вероятностная модель развития).

Среди факторов, которые влияют на управленческую модель можно выделить:

· размер фирмы;

· характер продукции;

· характер среды, в которой она действует.

С точки зрения характера среды выделяют следующие модели управления:

· модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;

· модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;

· модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;

· модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.

Обобщив выделенные признаки организационные модели можно разделить на: механистическую (бюрократическую), естественную (органическую), патерналистскую, символическую, конфликтно-игровую и политическую. Сравнительная характеристика каждой из них будет преведена ниже.

Методы управления — это способы реализации функций ме­неджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, не­эффективное выполнение функций и обязанностей. Методы управления выбираются и используются в зависи­мости от сочетания (приоритетов) функций управления и от со­четания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-эконо­мической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: