Развитие управленческой науки как составной части философии

Тема 2.1. Классические теории менеджмента.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

По месту появления философских систем различают восточную и западноевропейскую философии, внутри которых по эпохам развития человеческой культуры выделяют Другие философские подсистемы (например, древнекитайскую философию в восточной или философию периода Возрождения (Ренессанса) в западноевропейской). Тем не менее в любой стра­не в любой период истории человечества в мыслях людей имели место вопросы о государстве, управлении и власти. Таким обра­зом, управленческая наука, как, впрочем, и многие другие, была «рождена, взращена и воспитана» философией.

В западноевропейской философии управленческая мысль также берет свое начало издревле. Над проблемами государства, форм правления и развития думали еще античные философы (400- 300 лет дон. э.).

Так, Гераклит размышлял над государственным устройством.

Он не был сторонником демократии, выступал за разумное правление мудрецов аристократов. Для того чтобы различные авантюристы не использовали власть в своих корыстных целях, Гераклит призывает всех сохранять законность: «Народ должен сражаться за попираемые законы, как за стену города». Он советует пресекать всякое поползновение на законную власть: «Своеволие надо гасить пуще пожара». Для него борьба определяет кому царствовать, а кому подчиняться. Для него естественно, когда все подчиняются воле одного: «Закон именно в том, чтобы повиноваться воле одного».

Сократ дал классификацию форм правления и был противни­ком тирании - власти произвола, плутократии — власти богатых и демократии — власти всех. Эта классификация власти воспро­изводилась потом в учениях Платона и Аристотеля. «Государство сильно тем, — полагал Сократ, - как граждане исполняют зако­ны». Будучи патриотом, философ призывал правителей учиться управлять, обуздывать свою природу, руководствоваться в своей деятельности благом государства. Отстаивал универсальность управления как искусства в себе.

Сократ: «Управление - это умение найти нужного человека, посадить его на нужное место и, дав задание, добиться его выпол­нения».

Платон выделил формы правления, в которых действуют за­коны (монархия, демократия) и в которых законы не соблюдают­ся (тирания, олигархия). Создал своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве. В диалоге «Государство» определил само государство как воплощение идей, людей как игрушки, при­думанные и управляемые Богом.

В 325 г. до н. э. Александр Македонский создал орган колле­гиального планирования и управления войсками — штаб.

Неоценимое значение для развития отношений человека и самой человеческой личности имеет Библия (написана в течение примерно 1500 лет, окончание написания относят к 100 г. н. э.). Она содержит основные принципы взаимоотношений людей — заповеди, примеры из управления людьми, первое описание де­легирования полномочий и др.

В Древнем Риме императором Диоклетианом (300 лет н. э.) была введена строгая иерархия, служебная лестница в управле­нии и разработан принцип иерархии и делегирования полномо­чий.

Европейская средневековая философия занимает промежу­ток времени с I по XV в. нашего времени. Главная особенность ее - связь с религией. Философия изменялась в русле развития христианства и ставила перед собой задачу обоснования христи­анских догм. Проблема управления на данном этапе рассматри­валась в пределах Библии (например, как проблема соотношения свободы воли человека и божественной необходимости).

В это время наблюдается большее развитие управленческой мысли в восточной философии. Здесь можно отметить труд аль Маварди «Принципы руководства» (1058 г.), где он исследует ис­ламское конституционное право, теоретические и практические аспекты мусульманского политического мышления и поведения, а также поведения политиков и должностных лиц в исламс­ких государствах. И труд «отца исламского администрирования»

Ибн Таймияха «Принципы религиозного правления» (1300 г.), в котором он применяет научный метод для определения принци­пов администрирования в структуре ислама, в том числе соответствие человека его работе, патронаж, распределение постов и привилегий.

В Древней Индии в трактате «Артхамастра» (400 — 300 лет до н. э.) применительно к управлению исследованы философские категории «верное и неверное», «законное и незаконное», «поль­за и вред» и др.

В Древнем Китае девизом философии была триада: «Знание - действие — нравственность». Причем высшее знание — это зна­ние о добродетелях великих людей. Важной философской проб­лемой являлось искусство управления страной и военное искусство. К 500 г. до н. э. относят труд Сан Цу «Искусство войны», в котором он признает необходимость иерархической организа­ции, межорганизационных связей и кадрового планирования. В этот период, конечно, преобладают силовые методы управления, что находит свое отражение и в языковых формах. Так, на санскрите искусство управления звучит как «данданити», что в дословном (буквальном) переводе означает «руководство по вла­дению палкой». Тем значимее и удивительнее воспринимаются достижения древних «управленцев», работы которых входят в состав философской науки, так как самостоятельной науки уп­равления в то время еще не существовало.

И только в эпоху Ренессанса управленческая мысль получает бурное развитие в западноевропейской философии. Появляются определенные работы, которые можно назвать достижениями управленческой мысли.

Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527) полностью освободился от религиозных иллюзий. Объектом изучения для него стала поли­тическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий.

В своих «Рассуждениях» (1513 г.) Н. Макиавелли отстаивает принцип единства власти:

«Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных спо­собностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающи­мися качествами и равноценными способностями». Он полагал, что политические системы рождаются, достига­ют величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагают­ся и гибнут, т. е. находятся в вечном круговороте, не подчинен­ном никакой предустановленной свыше цели.

Основоположник утопического социализма Т. Мор (1478— 1535) в своей «Утопии» развивает идею платоновского «Государ­ева». Считает, что человек есть высшая ценность и поэтому он должен жить счастливо, работать по способности и получать по потребностям. От «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое». Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выбор­ности начальства, отсутствии религиозного преследования. Нет частной собственности, классов и т. д. Сформулированные в «Уто­пии» идеи оказались весьма жизнеспособными и нашли свое даль­нейшее развитие в философских системах последующих веков.

В ряду работ создателя коммунистической утопии Дж. Кампанеллы (1586—1639) особое место имеет труд «Город Солнца». В нем он утверждал, что причиной всех бедствий является нера­венство людей. Он полагал, что упразднение частной собствен­ности устранит различие между интересами личности и интере­сами государства. Разработал всеобъемлющую систему воспита­ния и подготовки новых поколений. Молодые люди «получают должности в областях тех наук и ремесел, где они преуспели бо­лее всего». Почетен и уважаем любой труд. Функции управления и организации производства находятся в руках ученых-жрецов.

В период философии нового времени (XVII — XVIII вв.) про­исходит буржуазная революция. Главной ценностью мировоззре­ния становятся человек, его личностные качества и достоинства. Происходит становление и оформление почти всех наук. Но уп­равленческая мысль не выделяется из философии в самостоя­тельную науку, а переходит составной частью в так называемую политэкономию и развивается в ней вплоть до XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: