Тема 2.1. Классические теории менеджмента.
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
По месту появления философских систем различают восточную и западноевропейскую философии, внутри которых по эпохам развития человеческой культуры выделяют Другие философские подсистемы (например, древнекитайскую философию в восточной или философию периода Возрождения (Ренессанса) в западноевропейской). Тем не менее в любой стране в любой период истории человечества в мыслях людей имели место вопросы о государстве, управлении и власти. Таким образом, управленческая наука, как, впрочем, и многие другие, была «рождена, взращена и воспитана» философией.
В западноевропейской философии управленческая мысль также берет свое начало издревле. Над проблемами государства, форм правления и развития думали еще античные философы (400- 300 лет дон. э.).
Так, Гераклит размышлял над государственным устройством.
Он не был сторонником демократии, выступал за разумное правление мудрецов аристократов. Для того чтобы различные авантюристы не использовали власть в своих корыстных целях, Гераклит призывает всех сохранять законность: «Народ должен сражаться за попираемые законы, как за стену города». Он советует пресекать всякое поползновение на законную власть: «Своеволие надо гасить пуще пожара». Для него борьба определяет кому царствовать, а кому подчиняться. Для него естественно, когда все подчиняются воле одного: «Закон именно в том, чтобы повиноваться воле одного». |
Сократ дал классификацию форм правления и был противником тирании - власти произвола, плутократии — власти богатых и демократии — власти всех. Эта классификация власти воспроизводилась потом в учениях Платона и Аристотеля. «Государство сильно тем, — полагал Сократ, - как граждане исполняют законы». Будучи патриотом, философ призывал правителей учиться управлять, обуздывать свою природу, руководствоваться в своей деятельности благом государства. Отстаивал универсальность управления как искусства в себе.
|
|
Сократ: «Управление - это умение найти нужного человека, посадить его на нужное место и, дав задание, добиться его выполнения».
Платон выделил формы правления, в которых действуют законы (монархия, демократия) и в которых законы не соблюдаются (тирания, олигархия). Создал своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве. В диалоге «Государство» определил само государство как воплощение идей, людей как игрушки, придуманные и управляемые Богом.
В 325 г. до н. э. Александр Македонский создал орган коллегиального планирования и управления войсками — штаб.
|
|
Неоценимое значение для развития отношений человека и самой человеческой личности имеет Библия (написана в течение примерно 1500 лет, окончание написания относят к 100 г. н. э.). Она содержит основные принципы взаимоотношений людей — заповеди, примеры из управления людьми, первое описание делегирования полномочий и др.
В Древнем Риме императором Диоклетианом (300 лет н. э.) была введена строгая иерархия, служебная лестница в управлении и разработан принцип иерархии и делегирования полномочий.
Европейская средневековая философия занимает промежуток времени с I по XV в. нашего времени. Главная особенность ее - связь с религией. Философия изменялась в русле развития христианства и ставила перед собой задачу обоснования христианских догм. Проблема управления на данном этапе рассматривалась в пределах Библии (например, как проблема соотношения свободы воли человека и божественной необходимости).
В это время наблюдается большее развитие управленческой мысли в восточной философии. Здесь можно отметить труд аль Маварди «Принципы руководства» (1058 г.), где он исследует исламское конституционное право, теоретические и практические аспекты мусульманского политического мышления и поведения, а также поведения политиков и должностных лиц в исламских государствах. И труд «отца исламского администрирования»
Ибн Таймияха «Принципы религиозного правления» (1300 г.), в котором он применяет научный метод для определения принципов администрирования в структуре ислама, в том числе соответствие человека его работе, патронаж, распределение постов и привилегий.
В Древней Индии в трактате «Артхамастра» (400 — 300 лет до н. э.) применительно к управлению исследованы философские категории «верное и неверное», «законное и незаконное», «польза и вред» и др.
В Древнем Китае девизом философии была триада: «Знание - действие — нравственность». Причем высшее знание — это знание о добродетелях великих людей. Важной философской проблемой являлось искусство управления страной и военное искусство. К 500 г. до н. э. относят труд Сан Цу «Искусство войны», в котором он признает необходимость иерархической организации, межорганизационных связей и кадрового планирования. В этот период, конечно, преобладают силовые методы управления, что находит свое отражение и в языковых формах. Так, на санскрите искусство управления звучит как «данданити», что в дословном (буквальном) переводе означает «руководство по владению палкой». Тем значимее и удивительнее воспринимаются достижения древних «управленцев», работы которых входят в состав философской науки, так как самостоятельной науки управления в то время еще не существовало.
И только в эпоху Ренессанса управленческая мысль получает бурное развитие в западноевропейской философии. Появляются определенные работы, которые можно назвать достижениями управленческой мысли.
Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527) полностью освободился от религиозных иллюзий. Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий.
В своих «Рассуждениях» (1513 г.) Н. Макиавелли отстаивает принцип единства власти:
«Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями». Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т. е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Основоположник утопического социализма Т. Мор (1478— 1535) в своей «Утопии» развивает идею платоновского «Государева». Считает, что человек есть высшая ценность и поэтому он должен жить счастливо, работать по способности и получать по потребностям. От «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое». Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования. Нет частной собственности, классов и т. д. Сформулированные в «Утопии» идеи оказались весьма жизнеспособными и нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков.
|
|
В ряду работ создателя коммунистической утопии Дж. Кампанеллы (1586—1639) особое место имеет труд «Город Солнца». В нем он утверждал, что причиной всех бедствий является неравенство людей. Он полагал, что упразднение частной собственности устранит различие между интересами личности и интересами государства. Разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений. Молодые люди «получают должности в областях тех наук и ремесел, где они преуспели более всего». Почетен и уважаем любой труд. Функции управления и организации производства находятся в руках ученых-жрецов.
В период философии нового времени (XVII — XVIII вв.) происходит буржуазная революция. Главной ценностью мировоззрения становятся человек, его личностные качества и достоинства. Происходит становление и оформление почти всех наук. Но управленческая мысль не выделяется из философии в самостоятельную науку, а переходит составной частью в так называемую политэкономию и развивается в ней вплоть до XIX в.