Общее понятие теории систем

Система — это целостное и сложное явление, состоящее из раз­личных взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, действие и функции которых вносят свой вклад в характеристику желаемой цели системы (выхода системы). Такое определение содержит в себе многочисленные явления, начиная от системы вселенной и заканчи­вая организацией (или частью организации) в качестве системы. Все системы являются открытыми друг для друга, они взаимодейст­вуют и зависят друг от друга.

Теория систем обеспечивала возможность сближения различных подходов к организаторской мысли через три составляющих ее час­ти:

• философию систем;

• анализ систем;

• управление системами.

Первая попытка представить общую рамку для объединения мето­дик различных научных исследований под так называемой общей теорией систем была предпринята Бертаинффи В. (Bertaianffy V.) в 1951 г. Целью такой теории является нахождение способов координа­ции функционирования разных явлений. В работе, опубликованной в 1956 г., Болдинг К. (Boulding К.) определил уровни систем[22]:

1. Структурный — статичный уровень.

2. Уровень динамичной системы для определения необходимых движений.

3. Уровень себернетики (sybernetic) — способствует осуществле­нию сбалансированности и обеспечению обратной связи и контроля.

4. Уровень открытой системы, характеризующий саморазвитие, возможность роста и взаимодействие с окружающей средой.

5. Наследственно-социальная система — уровень социальной ячейки, опирающейся на разделение труда.

6. Биологическая система — уровень движения и целенаправлен­ного поведения.

7. Человеческая система — уровень расшифровки символов и пе­редачи мысли.

8. Социальная система — уровень человеческой организации.

9. Бесконечная система — уровень неизвестных абсолют.,

10. Социально-техническая система — уровень человеческой орга­низации, опирающейся на технологии повышения ее функциониро­вания.

 
 

Рис. 2.4. Системный эффект в теории организации

Практически все исследования понятия системы в рамках теории организации сосредоточены на следующих уровнях:

• социальная система;

• открытая система;

• социально-техническая система.

Интеграционный подход к теории организации

Суть подхода

В теории организации представители классического направления исследовали проблему рационализации поведения человека в орга­низации для достижения стабильности и равновесия в деятельности организации. В то же время поведенческие направления обратили внимание на исследование мотивации поведения человека в органи­зации для достижения той же цели — стабильности и равновесия функционирования (рис. 2.7). Однако философия этих направлений игнорировала философию противостояния, противоречия и борьбу в деятельности людей и организаций.

Рис. 2.7. Источники формирования интеграционного подхода

Таким образом, интеграционная модель организации предполага­ет сочетание факторов силы, борьбы и изменения наряду с фактора­ми стабильности и равновесия в организационном поведении[23].

Интеграционный подход расширяет понятие организаторского явления в сторону передвижения уровней построения теории орга­низации следующим образом:

• переход исследования организационных перемен от понятий равновесия и гармонии к понятиям противоречия, борьбы и силы;

• переход исследования организационных перемен от уровня «че­ловек—организация» к понятию «группа—организация» и затем к ис­следованию взаимоотношений между составляющими частями орга­низации;

• переход исследования от уровня закрытой системы к уровням социальной системы, открытой системы и, наконец, социально-техни­ческой системы;

• переход исследования от параметров организационной стабиль­ности к параметрам организационной динамичности, основанной на идее относительной стабильности и динамичного равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: