Система — это целостное и сложное явление, состоящее из различных взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, действие и функции которых вносят свой вклад в характеристику желаемой цели системы (выхода системы). Такое определение содержит в себе многочисленные явления, начиная от системы вселенной и заканчивая организацией (или частью организации) в качестве системы. Все системы являются открытыми друг для друга, они взаимодействуют и зависят друг от друга.
Теория систем обеспечивала возможность сближения различных подходов к организаторской мысли через три составляющих ее части:
• философию систем;
• анализ систем;
• управление системами.
Первая попытка представить общую рамку для объединения методик различных научных исследований под так называемой общей теорией систем была предпринята Бертаинффи В. (Bertaianffy V.) в 1951 г. Целью такой теории является нахождение способов координации функционирования разных явлений. В работе, опубликованной в 1956 г., Болдинг К. (Boulding К.) определил уровни систем[22]:
1. Структурный — статичный уровень.
2. Уровень динамичной системы для определения необходимых движений.
3. Уровень себернетики (sybernetic) — способствует осуществлению сбалансированности и обеспечению обратной связи и контроля.
4. Уровень открытой системы, характеризующий саморазвитие, возможность роста и взаимодействие с окружающей средой.
5. Наследственно-социальная система — уровень социальной ячейки, опирающейся на разделение труда.
6. Биологическая система — уровень движения и целенаправленного поведения.
7. Человеческая система — уровень расшифровки символов и передачи мысли.
8. Социальная система — уровень человеческой организации.
9. Бесконечная система — уровень неизвестных абсолют.,
10. Социально-техническая система — уровень человеческой организации, опирающейся на технологии повышения ее функционирования.
Рис. 2.4. Системный эффект в теории организации
Практически все исследования понятия системы в рамках теории организации сосредоточены на следующих уровнях:
• социальная система;
• открытая система;
• социально-техническая система.
Интеграционный подход к теории организации
Суть подхода
В теории организации представители классического направления исследовали проблему рационализации поведения человека в организации для достижения стабильности и равновесия в деятельности организации. В то же время поведенческие направления обратили внимание на исследование мотивации поведения человека в организации для достижения той же цели — стабильности и равновесия функционирования (рис. 2.7). Однако философия этих направлений игнорировала философию противостояния, противоречия и борьбу в деятельности людей и организаций.
Рис. 2.7. Источники формирования интеграционного подхода
Таким образом, интеграционная модель организации предполагает сочетание факторов силы, борьбы и изменения наряду с факторами стабильности и равновесия в организационном поведении[23].
Интеграционный подход расширяет понятие организаторского явления в сторону передвижения уровней построения теории организации следующим образом:
• переход исследования организационных перемен от понятий равновесия и гармонии к понятиям противоречия, борьбы и силы;
• переход исследования организационных перемен от уровня «человек—организация» к понятию «группа—организация» и затем к исследованию взаимоотношений между составляющими частями организации;
• переход исследования от уровня закрытой системы к уровням социальной системы, открытой системы и, наконец, социально-технической системы;
• переход исследования от параметров организационной стабильности к параметрам организационной динамичности, основанной на идее относительной стабильности и динамичного равновесия.