Особенности и основные черты японского менеджмента

Почти все стороны жизни японского обще­ства своеобразны и неповторимы: философские взгляды, рели­гия, длительная изолированность от всего мира, высокая эстети­ческая культура, удивительное трудолюбие и хорошо организо­ванный отдых, верность семейным традициям, любовь к родине и др.

За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. Одной из главных причин стреми­тельного успеха Японии является применяемая ею модель мене­джмента, ориентированная на человеческий фактор, так как ос­новным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская модель менеджмента опирается на историчес­ки сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирож­денную устремленность японцев к созданию высококачествен­ной продукции, так как отличительными чертами японского ха­рактера являются экономия и бережливость. Основателями японского менеджмента были Мацусита Коюсукэ, Курата, Исизака, Хонда Сончир, Акио Морита, Ибука Мисару и др. Япон­ская система менеджмента признана самой эффективной в мире.

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом рассматривается не один человек (личность), а группа людей, т. е. каждый японский служащий отождествляет себя с фирмой, в которой работает, и убежден в собственной зна­чимости и незаменимости для своей компании.

Эта модель менеджмента ориентирована на «социального че­ловека», имеющего специфичную систему стимулов и мотивов. К стимулам относятся: заработная плата, условия труда, стиль руководства, межличностные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, при­знания его заслуг, служебный рост, профессиональное совер­шенство, степень делегируемой ответственности, творческий подход.

Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и приспосабли­ваются к ней. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение. Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия [25], а главным принципом группы яв­ляется «не высовывайся», т. е. будь, как остальные. Но необходим рост трудовых показателей, и если кто-то из группы добился более высоких результатов, это считается достижением группы[26]

Для крупных японских фирм характерна система «пожизнен­ного найма» (каждый год фирмы заполняют имеющиеся вакан­сии выпускниками школ и университетов, которые после адапта­ции и обучения приступают к работе).

Эта система очень выгодна как предпринимателям, так и ра­ботникам. Предприниматели приобретают верных и преданных работников, «пожизненно нанятых» фирмой, которые в свою очередь испытывают чувство глубокого удовлетворения от того, что получили признание их способностей, образования и уровня подготовки. Система оплаты труда «по выслуге лет» в Японии оказывает значительное влияние на систему «продвижения по старшинству», т. е. при выдвижении работника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы.

Во многих японских фирмах широко применяется система ротации. Ротация способствует расширению кругозора работни­ков, ознакомлению работников со смежными специальностями[27] Важным методом укрепления связей служащих с руковод­ством и фирмой в целом является поощрение интенсивного об­щения друг с другом, выражающееся в различных формах. Нор­мой деятельности для японского менеджмента являются каждод­невное присутствие на производстве, постоянное общение с людьми, решение всех возникающих проблем на месте, система­тические беседы с рабочими и специалистами о путях дальней­шего совершенствования производства, повышение эффектив­ности хозяйствования [47, с. 229].

Центральное место в оперативном управлении японского ме­неджмента занимает управление качеством. На качество произ­водимого изделия оказывает влияние большое количество разно­образных факторов. Степень влияния каждого из них можно учесть только с помощью статистических методов, позволяющих выявить причины брака и дающих возможность регулировать технологический процесс, в котором появление дефектов сво­дится к минимуму. В основе этой системы лежит концепция «то­тального контроля за качеством в рамках фирмы». Контроль за качеством охватывает все стадии производства. По этой причине во всех сферах японской экономики сейчас действуют группы (кружки) качества, которые решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-экономическими.

Эффективность работы кружков качества может быть выра­жена и в сумме экономии, полученной от внедрения рационали­заторских предложений, направленных на решение актуальных производственных проблем.

В начале 70-х годов XX в. вице-президент автомобильной компании «Тойота» предложил систему организации труда «Канбан», основное содержание которой заключается в рациональной организации производства и эффективном управлении персона­лом. Суть системы состоит в том, что на всех фазах производ­ственного процесса отказались от производства продукции круп­ными партиями и создали непрерывно-поточное производство, где обязанности между работниками строго не распределены и они выполняют различные виды работ в зависимости от ситуа­ции [140, с. 160 — 164]. Главное преимущество системы «Канбан» в ее простоте. Несмотря на то, что применение системы требует больших затрат, они в итоге полностью окупаются. Экономиче­ский эффект достигается за счет рационального использования материалов, повышения производительности труда и качества продукции[28] [47, с. 232].

Главной особенностью менеджмента в Японии является его ориентированность на национальные ценности, японские сред­ства трудовой мотивации, национальные социально-психологи­ческие установки [29][140, с. 163]. Поэтому главная цель японского предпринимателя - в наиболее полной мере использовать мастер­ство, талант и способности каждого работника [47, с. 234]. Спе­цифика японского менеджмента, учитывающего психологию лю­дей и их социальный статус и позволившего добиться больших успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.

Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента (табл.7.1). Выбор модели менеджмента является ответственным этапом в развитии любого государства. Переносить одну модель менеджмента в эко­номику другой страны без учета ее специфических условий нель­зя. Поэтому необходима определенная их модификация, в основе которой может лежать сопоставление различий в общих экономи­ческих и социально-культурных условиях развития стран. Осо­бенно это важно в настоящий момент для России, в которой фор­мируется новая, российская модель управления экономикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: