Тема 3.1. Система законов управления

РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМА ЗАКОНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

В любой организации имеются управляемые, частично управляе­мые и неуправляемые процессы, например, процесс принятия реше­ния и исполнения его, процесс управления сбытом продукции, вос­питательный процесс и т. д. Каждый процесс включает четыре со­ставляющие[30] (рис. 3.1):

• входное воздействие (вход);

• преобразование входного воздействия (функция зависимости результата от входного воздействия);

• результат преобразования входного воздействия (выход);

• влияние результата на входное воздействие (функция зависи­мости корректировки на входное воздействие от результата — обрат ная связь).

Такой процесс обладает следующими особенностями:

• запаздыванием обратной связи;

• наличием порога нечувствительности;

• ограничениями на переменные (входные воздействия);

• схождением на намеченный уровень или расхождения от него.

Таким образом, при анализе организации влияние входного воз­действия (переменной) на результат и результата на входное воз­действие принято характеризовать не словом «функция», а словом «зависимость».

Зависимость — это связь между переменными входа и выхода системы (организации). Зависимость может включать общее и осо­бенное (индивидуальное) для каждой организации. Зависимости мо­гут быть:

• объективными и субъективными. Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Субъективные формируют ся людьми для реализации конкретных целей организации;

кратковременными и долговременными. К кратковременным зависимостям относят, например, зависимость выбора вариантов ре­шения оперативного планирования (при корректировках) от имею- щегося времени. К долговременным зависимостям относят, напри­мер, зависимость производительности труда аппарата управления ор­ганизацией от его информированности;

• моральными и аморальными. Моральные зависимости связаны с соблюдением установленных в общественной формации норм поведения человека (в том числе организационного поведения внутри организации и вне ее границы), идеалов добра и зла. Аморальные зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими права человека (или организации). Такие зависимо­сти проявляются либо в незаконных общественных формированиях, либо в организациях, находящихся в неестественных условиях суще­ствования.

Таким образом, все решения, принимаемые человеком (организа­цией), или его поступки так или иначе подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории «зави­симость» вытекает понятие «закон».

Законы науки — это знание, формулируемое людьми в понятиях, которые отражают объективные процессы, происходящие в природе и общественной жизни на микро- и макроуровнях. Иногда под зако­нами природы понимают математическое выражение какого-либо природного явления, которое совершают при известных обстоятель­ствах с одинаковой необходимостью. Различают также законы-пред­писания — нормы, принципы поведения, которые человек должен со­блюдать в организации, общественных объединениях (правовые, нравственные законы). Законы мышления — правила, применение которых способствует достижению оптимальной мыслительной дея­тельности (законы логики)[31].

Рис. 3.1. Законы, изучаемые теорией организации

Закон — это зависимость, которая либо:

• зафиксирована в законодательных документах (конституции, уставах и т. д.);

• является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций (нормы Библии, Корана и т. д.);

• получила признание и поддержку ученых (синергия, пропор­циональность и композиция и т. д.).

Законы аналогично зависимостям бывают объективными и субъ­ективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными. Объективные законы - это законы организации, а субъективные — законы для организации. Так же как и зависимо­сти, законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, фор­мул, словесных описаний, набора параграфов и статьей, инструкций и положений. Закон — это динамика функционирования организа­ции, а положение, статья, инструкция и т. д.— это статика.

Закон, закономерность с позиций менеджмента можно предста­вить как связь целей управления со средствами и методами их дос­тижения. Закон (закономерность) имеет механизм действия и меха­низм использования. Механизм действия — это формирование до­пустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования.

Механизм использования — это набор правил и норм для реализирующего механизма действия исполнителя с указанием перечня его прав и ответственности. При этом организация всегда испытывает два воздействия: первое со стороны закона, второе со стороны руко­водителя. Если механизм действия и механизм использования со­гласованы, то это, естественно, приводит к эффективной деятельно­сти организации.

Законы организации содержат в своем составе общее и особен­ное. Общая часть закона содержит механизм действия независимо от характеристик организации (например, сферы деятельности). Особенное — это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организации как социальной системы (например, об­щий уровень культуры и профессиональной подготовки). Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе:

• образуют теоретический фундамент;

• способствуют переходу от эмпирического подхода к профессио­нальному;

• позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

• позволяют анализировать опыт.

Таким образом, закон есть отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышле­нии и в организации. Они могут носить всеобщий и частный, спе­цифический характер, отражать строго количественные и качествен­ные связи, относиться к законам функционирования и законам раз­вития, законам динамическим и статическим. Динамические законы проявляют себя через однозначность причинно-следственных связей, в то время как статические законы представляют единство необхо­димых и случайных событий. Закономерность есть объективно су­ществующая устойчивая связь между явлениями и их причинами. Закономерности выявляются в результате обобщения фактов в оп­ределенной области[32]. Законы организации можно подразделить на законы, преимущественно проявляющиеся в статике (в структурах организации как формы) и в динамике (в процессах организации как функции управления)[33]. Теория организации изучает общие, ча­стные и специфические законы, которые находят свое проявление в организациях[34]. В то же время законы организации по важности раз­деляются на два уровня: основополагающие законы организации и менее важные законы организации[35].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: