РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
СИСТЕМА ЗАКОНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы, например, процесс принятия решения и исполнения его, процесс управления сбытом продукции, воспитательный процесс и т. д. Каждый процесс включает четыре составляющие[30] (рис. 3.1):
• входное воздействие (вход);
• преобразование входного воздействия (функция зависимости результата от входного воздействия);
• результат преобразования входного воздействия (выход);
• влияние результата на входное воздействие (функция зависимости корректировки на входное воздействие от результата — обрат ная связь).
Такой процесс обладает следующими особенностями:
• запаздыванием обратной связи;
• наличием порога нечувствительности;
• ограничениями на переменные (входные воздействия);
• схождением на намеченный уровень или расхождения от него.
Таким образом, при анализе организации влияние входного воздействия (переменной) на результат и результата на входное воздействие принято характеризовать не словом «функция», а словом «зависимость».
Зависимость — это связь между переменными входа и выхода системы (организации). Зависимость может включать общее и особенное (индивидуальное) для каждой организации. Зависимости могут быть:
• объективными и субъективными. Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Субъективные формируют ся людьми для реализации конкретных целей организации;
кратковременными и долговременными. К кратковременным зависимостям относят, например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования (при корректировках) от имею- щегося времени. К долговременным зависимостям относят, например, зависимость производительности труда аппарата управления организацией от его информированности;
• моральными и аморальными. Моральные зависимости связаны с соблюдением установленных в общественной формации норм поведения человека (в том числе организационного поведения внутри организации и вне ее границы), идеалов добра и зла. Аморальные зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими права человека (или организации). Такие зависимости проявляются либо в незаконных общественных формированиях, либо в организациях, находящихся в неестественных условиях существования.
Таким образом, все решения, принимаемые человеком (организацией), или его поступки так или иначе подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон».
Законы науки — это знание, формулируемое людьми в понятиях, которые отражают объективные процессы, происходящие в природе и общественной жизни на микро- и макроуровнях. Иногда под законами природы понимают математическое выражение какого-либо природного явления, которое совершают при известных обстоятельствах с одинаковой необходимостью. Различают также законы-предписания — нормы, принципы поведения, которые человек должен соблюдать в организации, общественных объединениях (правовые, нравственные законы). Законы мышления — правила, применение которых способствует достижению оптимальной мыслительной деятельности (законы логики)[31].
Рис. 3.1. Законы, изучаемые теорией организации
Закон — это зависимость, которая либо:
• зафиксирована в законодательных документах (конституции, уставах и т. д.);
• является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций (нормы Библии, Корана и т. д.);
• получила признание и поддержку ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т. д.).
Законы аналогично зависимостям бывают объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными. Объективные законы - это законы организации, а субъективные — законы для организации. Так же как и зависимости, законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статьей, инструкций и положений. Закон — это динамика функционирования организации, а положение, статья, инструкция и т. д.— это статика.
Закон, закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия — это формирование допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования.
Механизм использования — это набор правил и норм для реализирующего механизма действия исполнителя с указанием перечня его прав и ответственности. При этом организация всегда испытывает два воздействия: первое со стороны закона, второе со стороны руководителя. Если механизм действия и механизм использования согласованы, то это, естественно, приводит к эффективной деятельности организации.
Законы организации содержат в своем составе общее и особенное. Общая часть закона содержит механизм действия независимо от характеристик организации (например, сферы деятельности). Особенное — это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организации как социальной системы (например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки). Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе:
• образуют теоретический фундамент;
• способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному;
• позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
• позволяют анализировать опыт.
Таким образом, закон есть отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении и в организации. Они могут носить всеобщий и частный, специфический характер, отражать строго количественные и качественные связи, относиться к законам функционирования и законам развития, законам динамическим и статическим. Динамические законы проявляют себя через однозначность причинно-следственных связей, в то время как статические законы представляют единство необходимых и случайных событий. Закономерность есть объективно существующая устойчивая связь между явлениями и их причинами. Закономерности выявляются в результате обобщения фактов в определенной области[32]. Законы организации можно подразделить на законы, преимущественно проявляющиеся в статике (в структурах организации как формы) и в динамике (в процессах организации как функции управления)[33]. Теория организации изучает общие, частные и специфические законы, которые находят свое проявление в организациях[34]. В то же время законы организации по важности разделяются на два уровня: основополагающие законы организации и менее важные законы организации[35].