К середине 80-х годов в России возможность постепенного безболезненного перехода к новой системе общественных отношений была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к труду. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов. Параллельно с этим сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.
В советской экономике были предприняты три попытки «ускорения». Первая — «период развернутого строительства коммунистического общества», предпринятая JI. Брежневым (1906-1982) и А. Косыгиным (1904-1980). Вторая - «этап развитого социализма». Третья попытка «ускорения», предпринятая М. Горбачевым, была составной частью его перестройки и оказалась самой кратковременной.
|
|
Экономические преобразования намечалось осуществить на основе новой инвестиционной и структурной политики, предполагалось перенести центр тяжести со строительства новых объектов на модернизацию имевшихся предприятий. Но главным объявлялось ускоренное развитие машиностроения. По замыслу авторов реформы, производство машин и оборудования должно было опережать другие отрасли промышленности примерно в 1,7 раза. Особое внимание уделялось активизации «человеческого фактора» через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда.
Россия в отличие от других государств имеет ряд особенностей:
1) асимметричное освоение, разрывы между ресурсной базой на востоке и производством в европейской части, между производством и потреблением;
2) разнообразие культурных ландшафтов и местных хозяйственных укладов;
3) классические контрасты между городом и деревней, центрами и периферией на всех уровнях;
4) самые прочные и давние корни тоталитаризма и традиции плановой экономики;
5) гиперконцентрация, монополизация и милитаризация производства; сочетание громоздких сырьевых отраслей с наукоемкими;
6) сильнейшая инерция старого хозяйственного механизма, включая привычку к дешевизне ресурсов, государственным инвестициям, гарантиям сбыта продукции;
|
|
7) особая роль рубля как платежного средства на всем советском пространстве.
Все это объективно затрудняло структурную перестройку экономики по сравнению с восточноевропейскими и с другими постсоветскими странами.
Таким образом, в сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить три этапа:
• ускорение социально-экономического развития (1986— 1987 гг.);
• радикальная экономическая реформа (1988—1989 гг.);
• переход к рыночным отношениям (с 1990 г.).
С начала 90-х годов в России формируется организационная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально- командным структурам.
Несмотря на всеобщее осознание перехода к рыночной экономике, нельзя не признать того, что развитие общества в целом, включая экономическое, осуществлялось не по заранее намеченным планам и программам, а в соответствии с «исторической волей», объективными законами цивилизации и прогресса [18, с. 47].
Импульсом ускорения рыночных преобразований в России был августовский путч 1991 г. Последовавшие за ним события привели к ликвидации единой системы управления народным хозяйством СССР. Был подписан акт «О создании Содружества Независимых Государств» (СНГ) главами трех республик — России, Украины и Белоруссии. В нем зафиксировано, что «СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Для создания рыночного механизма управления необходимо проведение следующих мер:
1) разгосударствление собственности;
2) формирование рыночной среды;
3) образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.
Значительный экономический эффект и развитие промышленного и научно-технического потенциала страны ожидались от приватизации собственности. Благодаря широкомасштабной приватизации необходимо было осуществить реорганизацию систем управления на всех иерархических уровнях, изменить регулирующие функции верхних ступеней управления, развивать систему материального стимулирования и внутрифирменного управления. Однако преодолеть спад производства в условиях приватизации удалось лишь в редких случаях.
В реализации программы приватизации были допущены ошибки. Кроме того, ход экономических реформ сдерживался отсутствием общей концепции организации управления экономикой на всех производственных уровнях, отсутствием обоснованных принципов управления в новых условиях хозяйствования, адекватных рыночному механизму. Фактически все государственные структуры лишились реальных рычагов воздействия на протекающие в экономике процессы. Приватизация, входе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, была необходимым первоначальным этапом и условием перехода к рыночной экономике.
Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию явилась либерализация цен. За короткий срок в стране были созданы коммерческие
структуры (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности, проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлено перераспределение земель.
Одной из коренных специфических особенностей российской экономики является исключительно высокий уровень монополизации всех отраслей и сфер общественного воспроизводства на базе общенародной собственности. Поэтому для формирования рыночных структур и регуляторов первостепенное значение приобретают преобразование отношений собственности и возникновение новых форм управления. В многоукладной рыночной экономике должны рационально сочетаться различные ее формы: государственная и частная, кооперативная и муниципальная, собственность общественных и религиозных организаций, иностранная собственность и разнообразные смешанные ее формы. Многообразие форм собственности создает благоприятные возможности для развития различных форм управления старыми и новыми хозяйственными структурами.
|
|
Для развития системы управления на основе рыночных отношений в России создана законодательная, юридическая база, Разработаны многие десятки нормативных документов. Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С 1 января 1995 г. введен в действие Гражданский кодекс Российской Федерации, разработаны федеральные законы.
Литература для подготовки к лекции:
1. Лафта, Дж. К. Теория организации: учебник / Дж. К. Лафта. – М.: Проспект, 2005.
2. Теория управления: учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие / П.В. Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Петухова. – М.: изд. «Омега-Л», 2008.
4. Менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Ю.В. Кузнецова; СПбГУ, экон. факультет. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2010.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.emd.ru Сайт компании «Евроменеджмент». Обзоры зарубежного и российского опыта управления современными организациями.
2. https://mc-ma.narod.ru/portal.htm Портал «Русский менеджмент», на котором много конкретных примеров и иллюстраций из жизни современных российских организаций.