Этапы функции планирования
Планирование, один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.
Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа:
• постановку задачи планирования;
• разработку плана;
• реализацию планового решения.
Этап постановки задачи планирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выраже- ние целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми целевыми Значениями параметров.
Этап разработки плана предусматривает формирование воз- °*ных вариантов решения проблемы планирования, прогнози- вание возможных последствий их реализации для организа- и> оценку вариантов и принятие планового решения.
Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий нормативов, показателей.
В настоящее время большинство директороВ отечественных предприятий концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном управлении и соответственно краткосрочном планировании. Вопросы перспективного развития нередко оказываются на обочине хозяйственной деятельности. Организация системы стратегического планирования на фирме — не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость.
Основной принцип стратегического планирования — адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.
Стратегическое планирование — это набор действий и решений, предпринятых руководителем, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегия (греч. strategos — искусство генерала) — это оптимальный набор правил и приемов, предназначенных для достижения целей организации и реализации ее миссии.
Процесс стратегического планирования показан на рис. 5.1. На первом этапе организация должна сформулировать свою миссию. Миссия организации определяет ее статус, декларирует принципы ее функционирования, заявления, действительные намерения ее руководителей. Это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования. Она показывает, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.
Рис. 5.1. Этапы процесса стратегического планирования [76] |
Содержание миссии может включать следующие элементы:
• описание товаров (услуг), предлагаемых организацией;
• определение основных потребителей, клиентов, пользователей;
• цели организации — выживание, рост, доходность и др.;
• технологию: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
• философию: выражаются базовые взгляды и ценности организации;
• внутреннюю концепцию, в рамках которой описываются собственное мнение компании о себе, источники ее силы, факторы выживания;
• внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.
Значение миссии для деятельности организации заключается в том, что она:
• является основой для всех плановых решений организации, Для дальнейшего определения ее целей и задач;
• помогает сосредоточить усилия работников на выбранном Управлении, объединяет их действия;
• обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации (социального окружения).
При определении миссии должен быть установлен период, в рамках которого она должна быть реализована. Срок выполнения миссии должен быть обозримым, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда.
На втором этапе стратегического планирования необходимо установить цели организации. Они устанавливаются в рамках миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Целями организации могут быть:
• снижение издержек производства и обращения;
• увеличение (удержание) доли на внутреннем и внешнем рынках;
• рост капитализации организации (рыночной стоимости акций);
• повышение уровня инвестиционной привлекательности организации;
• ориентиры организационного развития (например, выделение стратегических бизнес-единиц, переход с линейной на диви- зиональную организационную структуру управления);
• другие.
К целям предъявляются следующие требования:
• конкретность и измеримость;
• ориентация во времени;
• достижимость: цели должны быть реалистичными;
• совместимость целей организации в целом и целей ее подразделений.
Определив стратегические цели, важно установить их приоритеты, ранжировать, так как нет возможности решать все проблемы одновременно. Одной из самых распространенных причин неудачи планирования является отсутствие ясно выраженной и тщательно продуманной постановки целей. Основная задача при стратегическом планировании - адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся. П1 анализе внешней среды прежде всего обращают внимание на из менения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной сторон - могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой стороны, открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.
Анализ внутренней среды позволяет оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон:
• маркетинг;
• финансы;
• производство;
• персонал;
• организационная культура и имидж организации.
В результате руководство выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства, и те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.