Классификация информационных систем
Информационная система как объект управления
Объект управления | Оперативный уровень управления | Тактический уровень управления | Стратегический уровень управления |
Информационная система организации | Персонал информационной системы, менеджеры подразделений и функциональных служб | Корпоративный совет директоров и главные менеджеры информационной системы | |
Применяемые информационные технологии | Персонал информационной системы | Главные менеджеры информационной системы |
Экономические информационные системы - сложные системы и требуют деления (декомпозиции) на отдельные части, элементы. То, что невозможно сделать сразу для всей системы, можно сделать для отдельных ее частей. Чем точнее и полнее выделены части, элементы системы, определены положение и взаимодействие частей, тем эффективнее будет процесс создания и функционирования системы.
Обычно декомпозиция производится по определенным признакам. По роли составляющих элементов все ЭИС подразделяются на две части: функциональную и обеспечивающую. Функциональную часть составляет комплекс функциональных подсистем, обеспечивающую - комплекс обеспечивающих подсистем (см. рис 2.1).
|
|
Информационные технологии (ИТ) — инфраструктура, обеспечивающая реализацию информационных процессов — процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. ИТ предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. Основные структурные компоненты ЭИC представлены на рис 2.2
Функциональные подсистемы и приложения — специализированные программы, предназначенные обеспечить обработку и анализ информации для целей подготовки документов, принятия решений в конкретной функциональной области на базе ИТ.
Рис. 2.2 Структурные элементы ИС
Управление ИС — компонент, который обеспечивает оптимальное взаимодействие ИТ, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, развитие их в Течение жизненного цикла ЙС.
Каждая автоматизированная информационная система ориентирована на ту или иную предметную область.
Под предметной областью понимают область проблем, знаний, человеческой деятельности, имеющую определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов. При этом каждая автоматизированная система ориентирована на выполнение определенных функций в соответствующей ей области применения.
Существует большое разнообразие автоматизированных ИС, отличающихся своей ориентацией на уровень управления, сферу функционирования экономического объекта, на тот или иной характер процесса управления, вид поддерживаемых информационных ресурсов, архитектуру, способы доступа к системе и др.
|
|
По целевой функции ИС можно условно разделить на следующие основные категории (рис. 2.3).
Особую важность в общественной жизни имеют экономические информационные системы (ЭИС), связанные с предоставлением и обработкой информации для разных уровней управления экономическими объектами. Эта информация позволяет наиболее полно осуществлять функции учета, контроля, анализа, планирования и регулирования с целью принятия эффективных управленческих решений.
По уровню в системе государственного управления экономические информационные системы делятся на ИС республиканского, регионального и районного значения.
В зависимости от области функционирования экономических объектов можно выделить ЭИС промышленно-производственной сферы и непромышленной сферы.
Системы поддержки принятия решений (СППР) — аналитические ИС, ИС руководителя — системы, обеспечивающие возможности изучения состояния, прогнозирования, развития и оценки возможных вариантов поведения на основе анализа данных, которые отражают результаты деятельности компании на протяжении определенного времени. В таких системах применяются современные технологии баз данных, OLAP (Online Analytical Processing — оперативная аналитическая обработка данных), ХД (хранилище данных), глубинный анализ и визуализация данных.
Информационно-вычислительные системы используются в научных исследованиях и разработках для проведения сложных и объемных расчетов, в качестве подсистем автоматизированных систем управления и СППР в том случае, если выработка управленческих решений должна опираться на сложные вычисления. К ним относятся информационно-расчетные системы, САПР (системы автоматизированного проектирования), имитационные стенды контроля.
Информационно-справочные системы предназначены для сбора, хранения, поиска и выдачи потребителям информации справочного характера. Используются во всех сферах профессиональной деятельности.
Основными видами ИС образования являются автоматизированные системы дистанционного обучения, системы обеспечения деловых игр, тренажеры и тренажерные комплексы. Они предназначены для автоматизации подготовки специалистов и обеспечивают обучение, управление процессом обучения и оценку его результатов.
ИС, предназначенные для автоматизации всех функций управления, охватывающие весь цикл функционирования экономического объекта от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия, называют интегрированными.
Корпоративные ИС — это ИС, автоматизирующие все функции управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами.
При современном уровне развития компьютерной техники и средств связи автоматизация процесса управления позволяет разным категориям пользователей ИС быстро и эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Рис. 2.3 Виды автоматизированных ИС
Пользователей ИС можно разделить на четыре категории.
1. Администратор системы — это специалист (или группа специалистов), отвечающий за эксплуатацию системы и обеспечение ее работоспособности, понимающий потребности конечных пользователей, работающий с ними в тесном контакте и отвечающий за определение, загрузку, защиту и эффективность работы банка данных.
2. Прикладные программисты — занимаются разработкой программ для решения прикладных задач, реализации запросов к базе данных.
|
|
3. Системные программисты — осуществляют поддержку информационной системы и обеспечивают ее работоспособность, занимаются разработкой и сопровождением базового программного обеспечения компьютеров (операционных систем, систем управления базами данных, трансляторов, сервисных программ общего назначения).
4. Конечный пользователь (потребитель информации) — лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом. Например, это может быть бухгалтер, маркетолог, финансовый менеджер, руководитель подразделения и др.
Автоматизированные ИС включают в себя множество автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, средства коммуникации и обмена информацией, другие средства и системы, позволяющие автоматизировать работу персонала. Назначение и состав АРМ конечных пользователей будут рассмотрены в п. 1.4.
Современные автоматизированные ИС используют новейшие компьютерные технологии по хранению, передаче и обработке информации, необходимые для экономического анализа и принятия управленческих решений; оснащены современными техническими и программными средствами обработки информации, телекоммуникационными средствами работы в мировом информационном пространстве.
Эффективность применения ИС для управления экономическими объектами (предприятиями, банками, торговыми организациями, государственными учреждениями и т.д.) зависит от широты охвата и интегрированное на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения, адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей пользователей.
Обеспечивающая часть это совокупность условий являющихся необходимыми для функционирования ЭИС в автоматизированном режиме. В обеспечивающую часть ЭИС входят следующие виды обеспечений: техническое обеспечение (ТО), информационное обеспечение (ИО), математическое обеспечение (МО), программное обеспечение (ПО), методическое обеспечение (МетО) и организационное обеспечение (ОО), правовое обеспечение (ПрО), лингвистическое обеспечение (ЛО). (см. рис 2.2.)
|
|
ТО – это комплекс технических средств (КТС), предназначенный для работы ЭИС в автоматизированном режиме.
Рисунок 2.2 Структура ЭИС
ТО включает следующие технические средства:
· средства компьютерной техники;
· средства коммуникационной техники;
· средства организационной техники.
Средства компьютерной техники предназначены в основном для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и являются базой интеграции всех современных технических средств обеспечения управления информационными ресурсами.
Средства коммуникационной техники предназначены для реализации технологий передачи информации и предполагают как автономное функционирование так и в комплексе со средствами компьютерной техники.
Средства организационной техники предназначены для реализации технологий хранения, представления и использования информации, а также для выполнения различных вспомогательных операций в рамках тех или иных технологий информационной поддержки управленческой деятельности.
Современные средства компьютерной техники могут быть классифицированы следующим образом: персональные компьютеры; корпоративные компьютеры; суперкомпьютеры.
Персональные компьютеры представляют собой вычислительные системы, все ресурсы, которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного рабочего места управленческого работника.
Корпоративные компьютеры ( мини-ЭВМ или mainframe) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих управленческих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок с большой вычислительной мощностью и значительными информационными ресурсами, к которому подсоединяется большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью.
Область применения корпоративных компьютеров – реализация информационных технологий обеспечения управления управленческой деятельностью в крупных финансовых производственных организациях, организация различных ИС, обслуживающих большое количество пользователей в рамках одной функции (банковские и биржевые системы, продажа билетов для оказания транспортных услуг и др)
Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях деятельности.
К средствам коммуникационной техники относятся: телефонная связь; телеграфная связь; факсимильная передача и модемная связь; спутниковая связь.
К средствам механизации и автоматизации управленческого труда относятся средства Организационной техники.
Факторы влияющие на выбор средств оргтехники:
-объем документооборота;
-временные характеристики документопотоков;
-объем документов, передаваемых и принимаемых по каналам связи;
-способ организации и эксплуатации технических средств;
-объем копируемых документов, как первичный, так и вторичный;
-технологические и эксплуатационные характеристики оборудования;
-фирма-производитель данной техники;
-стоимость техники;
-стоимость расходных материалов;
стоимость эксплуатации.