Информационный ресурс — основа информатизации экономической деятельности

Тема 1 Экономическая информация как объект автоматизированной обработки

1 Экономическая информация как объект автоматизированной обработки. 1

1.1 Информационный ресурс — основа информатизации экономической деятельности. 1

1.2 Понятие, свойства и особенности экономической информации. 6

1.3 Классификация экономической информации и структура информации. 8

Современное общество называют информационным. При этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производст­вом, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы — знаний. Особенность этого общества заключа­ется в непрерывном обмене информацией.

Широкое развитие компьютерной техники и телекоммуникаций позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информа­цию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были не­мыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения поистине безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, вырабо­танных мировой цивилизацией. Экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в боль­шей — как создание и распространение информационных продук­тов и услуг. Для новой экономики информация становится тем же, чем нефть и ее производные стали для экономики индустриальной: она превращается в «топливо» для приобретения знаний, необходи­мых в условиях нового века.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организа­ций в большой степени зависит от их информированности и способ­ности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести боль­шую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень емким. Оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике, психологии, социологии и др. Одна из важнейших разновидностей информации — экономиче­ская информация. Она непосредственно связана с управлением кол­лективами людей, производством, распределением, обменом и по­треблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный мо­мент времени. Информация приобретает черты экономического блага и обра­щается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйст­венной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксиро­ванной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, про­изводственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

• тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);

• формой собственности (государственная, муниципальная, частная;

• доступностью (открытая, секретная, ограниченного использо­вания);

• формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);

• носителем (бумажный, электронный).

Использование информационных ресурсов сопровождало дея­тельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени их роль и значение неизмеримо увеличились. Информационные ресурсы занимают все более значимое положение в ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и националь­ной экономики в целом.

К информационным продуктам и услугам относят базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пр. Эти продукты и услуги обмениваются на информацион­ном рынке и отличаются многочисленными особенностями, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения.

Управление информационными ресурсами, включающее орга­низацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в Отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией.

Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения ин­формационных потребностей физических лиц и хозяйствующих субъек­тов на основе формирования и использования информационных ресурсов. Он базируется на применении автоматизированных информацион­ных технологий. На базе информационных ресурсов возникла индустрия инфор­матики, задачей которой является обеспечение информацией всех нуждающихся в ней. Создание глобальных сетей и использование электронных документов открыли возможность удаленного доступа к информационным ресурсам. Созданы крупные информационные организации, собирающие и распространяющие информацию по всему миру, например информационное агентство Dow Jones Telerate, информационное агентство Reuters. Бурно развиваются дистанци­онное обучение, электронные библиотеки.

Применительно к информатике под информационным ресурсом будем понимать отдельные документы, массивы документов и фай­лы в информационных системах, организованные как библиотеки, архивы, фонды, базы данных и знаний, рассматриваемые совместно с автоматизированными информационными технологиями или сер­висами, придающими им необходимую мобильность. Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в ус­ловиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги.

По источникам формирования и отношению к конкретной орга­низации информационные ресурсы могут быть разделены па внутрен­ние и внешние (рис. 1).

К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специа­листами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о ключевых знаниях ор­ганизации, о распределении ресурсов — капитала, труда и т.д.).


Рис. 1.1 Структура информационных ресурсов, необходимых для управления организацией

Особую роль при этом играет отчетность, которая является со­вокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской ин­формации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего пла­нирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач. Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния органи­зации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде — множестве существующих вне орга­низации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации.

Внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

• деловой информации;

• научной и профессиональной информации;

• социально-политической и правовой информации;

• массовой и потребительской информации.

В условиях рыночной экономики велика роль деловой инфор­мации (табл. 1.1), поступающей из внешних для организации ис­точников.

Высшие законодательные и исполнительные органы издают за­коны и другие регламентирующие документы. Руководствуясь ими, надлежит функционировать всем организационным системам.

Таблица 1.1 - Структура деловой информации

Вид информации Описание
Макро­экономи­ческая Характеризует общее состояние экономики страны и пре­доставляется специальными государственными или незави­симыми институтами;
Финансовая Характеризует текущее и перспективное финансовое состоя­ние фирм, сложившуюся конъюнктуру на рынке капиталов, инвестиции, эмиссии ценных бумаг и т.д., предоставляется специальными службами финансовой информации, брокер­скими компаниями, банками и другими фирмами
Биржевая Информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных и процентных ставках, фондовых индексах, предос­тавляется банками, биржами и. специальными агентствами или службами
Коммер­ческая ''Включает введения о предприятиях (банках, фирмах, кор­порациях), их производственных связях, выпускаемой про­дукции, ключевых сделках, ценах; технологиях, руководите­лях, акционерах и т.д. предоставляется в виде электронных баз данных и периодически обновляемых печатных изданий
Статисти­ческая Экономические, финансовые, биржевые, социальные и дру­гие данные предоставляются в.виде динамических рядов и прогнозных оценок
Деловые новости Текущая информация из различных сфер бизнеса, предос­тавляемая информационными агентствами и средствами мас­совой информации (СМИ)

Источники внешней деловой информации можно разбить на несколько групп (табл.1.2)..

СМИ предоставляют информацию экономического и политиче­ского характера.

Корпоративные форумы различного уровня способствуют обмену информацией, обсуждению проблем, позиций, мнений их участников. Как печатная, так и электронная продукция позволяют ознако­миться с результатами исследований различных организаций. Элект тронная продукция — центральное звено информационных техноло­гий. Она является важнейшим средством скоростной транспортиров­ки информации. Для нее не существует границ, языковых барьеров, не важны расстояния и другие ограничения, присущие ранее индуст­риальному обществу и постепенно исчезающие в обществе информационном.

Таблица 1. 2 - Источники деловой информации

Название группы Состав
Высшие законода­тельные и исполни­тельные органы Президент, Правительство, Минфин, Минюст, Минэкономразвития, Служба государственной статистики Отраслевые министерства и управления и друше комитеты Комитет.налоговой службы, Банки, Специальные органы и службы
Продукция местных, и зарубежных СМИ Печать, радио, телевидение
Корпоративные форумы Конгрессы, симпозиумы, конференции, совещания, семинары, собрания выставки, ярмарки, заседания, встречи
Печатная продукция Исследовательских, академических, учебных, консалтинговых и других организаций, депонированные отчеты и рукописи, специализированная литература издательств
Электронная продукция Специализированные базы данных, информация на магнитных носителях, лазерных, оптических и магнитооптических дисках, библиотеки, порталы, сайты информационные сети и системы хранилища данных
Корпоративные организации Ассоциации, биржи, консультативные и экспертные фирмы, информационно-аналитические агентства, рекламные агентства
Партнеры, действующие и потенциальные клиенты Регистрационные документы, бизнес-планы, предложения

Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятель­ность организации и направлено на то, чтобы обеспечить:

• повышение конкурентоспособности на рынке товаров (услуг);

• оперативный учет, входной контроль и долговременное хра­нение наиболее полных данных о деятельности организации, ее территориальных подразделениях;

• формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (налоговую инспек­цию, учредителям, акционерам и т.п.), а также для управле­ния деятельностью организации;

• поддержание технологии единого информационного простран­ства (в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации) и др.

В настоящее время в сфере управления экономическими объек­тами происходят значительные изменения, связанные с дальнейшим совершенствованием компьютерной техники, периферийного обору­дования, программного обеспечения, телекоммуникаций, которые широко используются при формировании информационных ресурсов для планирования, подготовки и принятия управленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: