Понятие экономической информационной системы (ЭИС) управления

Эффективное управление современной организацией представляет собой достаточно сложную задачу, учитывая многообразие ис­пользуемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Основными функциями управления являются, как из­вестно, планирование, организация, активизация, координация, кон­троль и анализ, которые осуществляются в многомерном пространст­ве различных областей деятельности организации. Управленческие решения, формируемые в ходе выполнения перечисленных выше функций, служат отправным моментом для конкретных исполните­лей. В рыночных условиях достичь конкурентного превосходства можно в первую очередь за счет владения полными, достоверными и своевременными сведениями, образующими единое информационное пространство данного экономического объекта. Такое пространство может быть создано лишь на базе электронного документооборота с привлечением средств автоматизации поддержки принятия управленческих решений.

Экономику в целом, а также ее отдельные компоненты (предпри­ятия, фирмы, компании, учреждения и т.д.) можно отнести к дина­мическим системам. Работа таких систем сопряжена с воздействиями изменчивой внешней среды и обработкой огромных объемов ин­формации.

Под системой понимают набор взаимосвязанных компонентов, функционирующих совместно для достижения определенной цели. Для описания системы используют такие понятия, как:

• структура (множество элементов и взаимосвязей между ними);

• входы и выходы (материальные, финансовые и информацион­ные потоки, входящие в систему и выводимые ею);

• законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы);

• цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения).

Под управлением понимают изменение состояния системы, веду­щее к достижению поставленной цели. Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними условиями.

С позиций кибернетики такой процесс трактуется, как направ­ленное воздействие на элементы системы для достижения цели, и может быть представлен в виде информационного процесса, связы­вающего внешнюю среду, объект и аппарат управления.

Информационный обмен, который лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

• сбора информации о текущем состоянии управляемого объекта;

• анализа полученной информации и сравнения текущего со­стояния объекта с желаемым;

• выработки управляющего воздействия с целью перевода управ­ляемого объекта в желаемое состояние;

• передачи управляющего воздействия объекту.

На рис. 2 представлен пример системы управления экономи­ческим объектом. Как видно из рисунка, управление основано на получении, переработке и использовании информации, которая цир­кулирует в каналах связи системы управления.

Управленческая информация (совокупность плановой, норма­тивной и распорядительной информации) формируется управленче­ским аппаратом в соответствии с целями управления и информаци­ей о внешней среде. Учетно-отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта и степень влияния на нее внешней среды.

Информация о внешней среде — нормативно-законодательная информация, создаваемая государственными учреждениями, инфор­мация о конъюнктуре рынка, создаваемая конкурентами, поставщи­ками, потребителями.

Потоки управляющей информации, направляемой от субъекта к объекгу управления, и учетно-отчетной информации о достигнутых показателях в обратном направлении, представляют собой информа­ционные связи между субъектом и объектом управления. Эффектив­ность управления достигается с помощью обратной связи — получе­ния информации о текущем состоянии управляемого объекта. На основе анализа потоков информации принимаются соответствую­щие управленческие решения.

Исходящая информация предназначена для других объектов эко­номики, вышестоящих организаций: отчетная финансовая информа­ция — для государственных органов, инвесторов, кредиторов и т.д.; маркетинговая информация — для потенциальных потребителей.

К базовым элементам, на которых строится система управления организации (рис. 2.1), можно отнести:

• цели и стратегии;

• бизнес-процессы;

• организационную структуру (структура управления);

• способы взаимодействия?(потоки и коммуникации);

• регламенты и мотивацию (сотрудники).

Задача развития системы управления, повышения ее эффектив­ности и всего бизнеса в целом заключается в поддержке каждого ее элемента в требуемом состоянии.

Взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, ис­пользуемая для хранения, обработки и выдачи информации в инте­ресах достижения поставленной цели составляет информационную систему (ИС)

Рис. 2.1 Структура системы управления экономическим объектом

Экономическая информационная система (ЭИС) - это система сбора, хранения, обновления, обработки и выдачи информации, необходимой для управления экономическим объектом. Несмотря на различие ЭИС, обслуживающих системы разных уровней и сфер управления экономикой, они характеризуются следующими особенностями:

· ориентацией на обработку структурных основных единиц экономической информации (экономических показателей и документов);

· связью с расчетно-вычислительным процессом и модельной обработкой данных;

· необходимостью обеспечения данными, ранжированных во времени экономических задач и решений;

· необходимостью встраивания в существующие временные режимы и административно-организационную структуру управляющей системы.

Информационные системы, как и информация и информационные технологии существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии его развития существует потребность в управлении. А для управления требуется систематизированная, предварительно подготовленная информация.

Назначением информационных систем является производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационной и технической среды для управления организацией.

Соотношение понятий информационная технология (ИТ) и информационная система (ИС). Для управления информацией Вам нужно будет разбить ее на части, например, ценовая информация, информация о клиентах, нормативы и др. Нужно подумать о способах сбора, хранения, обработки в каждой части. Все что будут делать с информацией и сама информация и есть информационная система.Информационная технология реализуется в рамках информационной системы. Информационная технология – это способ преобразования информации. В ИС могут использоваться много таких технологий. Эта система является средой для реализации технологии. Однако понятие информационной технологии шире, чем информационная система. Она может существовать вне ее. Например, информационная технология обработки текста и др.

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Информационные системы и информационные технологии могут функционировать с применением и без применения технических средств. Это вопрос экономический целесообразности.

Возрастание объемов информации в информационной системе организаций, потребность в ускорении и более сложных способах ее обработки вызывают необходимость автоматизации работы информационной системы, т.е. автоматизации обработки информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: