Юнг К. Г. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы

Та­ла­н­т­ли­вый уче­ник и со­ра­т­ник З. Фрей­да, Карл Гу­с­тав Юнг (1875 - 1961), швей­ца­р­с­кий уче­ный, пси­хи­атр и пси­хо­те­ра­певт, имел бо­ль­шую пси­хи­а­т­ри­че­с­кую прак­ти­ку, ко­то­рую вел око­ло ше­с­ти­де­ся­ти лет. В про­цес­се ра­бо­ты он си­с­те­ма­ти­зи­ро­вал свои на­блю­де­ния и при­шел к вы­во­ду, что ме­ж­ду лю­дь­ми су­ще­с­т­ву­ют устой­чи­вые пси­хо­ло­ги­че­с­кие ра­з­ли­чи­я. Это ра­з­ли­чия в во­с­п­ри­я­тии дей­с­т­ви­те­ль­но­с­ти. Юнг за­ме­тил, что стру­к­ту­ра пси­хи­ки, опи­сан­ная З. Фрей­дом, про­яв­ля­е­т­ся у лю­дей не оди­на­ко­во, ее осо­бен­но­с­ти свя­за­ны с пси­хо­ло­ги­че­с­ким ти­пом. Изу­чая эти осо­бен­но­с­ти, Юнг опи­сал во­семь пси­хо­ло­ги­че­с­ких ти­пов. Ра­з­ра­бо­тан­ная ти­по­ло­гия, де­ся­ти­ле­ти­я­ми при­ме­ня­в­ша­я­ся и уто­ч­ня­в­ша­я­ся в прак­ти­ке са­мо­го Юн­га и его уче­ни­ков, по­лу­чи­ла во­п­ло­ще­ние в кни­ге "Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы" [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.], вы­ше­д­шей в 1921 го­ду.

С то­ч­ки зре­ния ти­по­ло­гии К. Г. Юн­га ка­ж­дый че­ло­век име­ет не то­ль­ко ин­ди­ви­ду­а­ль­ные че­р­ты, но и че­р­ты, свой­с­т­вен­ные од­но­му из пси­хо­ло­ги­че­с­ких ти­пов. Этот тип по­ка­зы­ва­ет от­но­си­те­ль­но си­ль­ные и от­но­си­те­ль­но сла­бые ме­с­та в фу­н­к­ци­о­ни­ро­ва­нии пси­хи­ки и тот стиль де­я­те­ль­но­с­ти, ко­то­рый пред­по­ч­ти­те­ль­нее для кон­к­ре­т­но­го че­ло­ве­ка. "Два ли­ца ви­дят один и тот же об­ъ­ект, но они ви­дят его не так, что­бы обе, по­лу­чен­ные от это­го ка­р­ти­ны, бы­ли аб­со­лю­т­но иде­н­ти­ч­ны. По­ми­мо ра­з­ли­ч­ной ос­т­ро­ты ор­га­нов чувств и ли­ч­но­го ура­в­не­ния ча­с­то бы­ва­ют глу­бо­кие ра­з­ли­чия в ро­де и ра­з­ме­ре пси­хи­че­с­кой ас­си­ми­ля­ции во­с­п­ри­ни­ма­е­мо­го об­ра­за",- пи­сал Юнг [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.].

Ка­ж­до­го че­ло­ве­ка мо­ж­но опи­сать в те­р­ми­нах од­но­го из юн­го­в­с­ких пси­хо­ло­ги­че­с­ких ти­пов. При этом ти­по­ло­гия не от­ме­ня­ет все­го мно­го­о­б­ра­зия че­ло­ве­че­с­ких ха­ра­к­те­ров, не уста­на­в­ли­ва­ет не­пре­о­до­ли­мых пре­град, не ме­ша­ет лю­дям ра­з­ви­вать­ся, не на­ла­га­ет огра­ни­че­ний на сво­бо­ду вы­бо­ра че­ло­ве­ка. Пси­хо­ло­ги­че­с­кий тип - это стру­к­ту­ра, ка­р­кас ли­ч­но­с­ти. Мно­же­с­т­во ра­з­ных лю­дей од­но­го и то­го же ти­па, имея бо­ль­шое сход­с­т­во во вне­ш­но­с­ти, ма­не­рах, осо­бен­но­с­тях ре­чи и по­ве­де­ния, не бу­дут по­хо­жи друг на дру­га аб­со­лю­т­но во все­м. Ка­ж­дый че­ло­век име­ет свой ин­тел­ле­к­ту­а­ль­ный и куль­ту­р­ный уро­вень, свои пред­ста­в­ле­ния о до­б­ре и зле, свой жи­з­нен­ный опыт, соб­с­т­вен­ные мы­с­ли, чув­с­т­ва, при­вы­ч­ки, вкус.

Зна­ние сво­е­го ти­па ли­ч­но­с­ти при этом по­мо­га­ет лю­дям на­й­ти имен­но свои сред­с­т­ва к до­сти­же­нию це­лей, быть ус­пе­ш­ны­ми в жи­з­ни, вы­би­рая на­и­бо­лее при­ем­ле­мые ви­ды де­я­те­ль­но­с­ти и до­сти­гая в них на­и­лу­ч­ших ре­зуль­та­тов. По мне­нию со­с­та­ви­те­ля хре­с­то­ма­тии [Те­о­рии ли­ч­но­с­ти в за­па­д­но­е­в­ро­пей­с­кой и аме­ри­ка­н­с­кой пси­хо­ло­ги­и. Хре­с­то­ма­тия по пси­хо­ло­гии ли­ч­но­с­ти. Под ред. Д.Я. Рай­го­ро­д­с­ко­го. - Са­ма­ра: "Ба­х­рах", 1996.], "юн­го­в­с­кая ти­по­ло­гия по­мо­га­ет нам по­нять, сколь ра­з­ли­ч­ным об­ра­зом лю­ди во­с­п­ри­ни­ма­ют мир, сколь ра­з­ны­ми кри­те­ри­я­ми они поль­зу­ю­т­ся в дей­с­т­ви­ях и су­ж­де­ни­ях".

Для опи­са­ния на­блю­де­ний К. Г. Юнг ввел но­вые по­ня­тия, ко­то­рые ле­г­ли в ос­но­ву ти­по­ло­гии и по­зво­ли­ли при­ме­нить ана­ли­ти­че­с­кие ме­то­ды к изу­че­нию пси­хи­ки. Юнг утве­р­ж­дал, что ка­ж­дый че­ло­век из­на­ча­ль­но ори­е­н­ти­ро­ван на во­с­п­ри­я­тие ли­бо вне­ш­них сто­рон жи­з­ни (вни­ма­ние пре­иму­ще­с­т­вен­но на­пра­в­ле­но на об­ъ­е­к­ты вне­ш­не­го ми­ра), ли­бо вну­т­рен­них (вни­ма­ние пре­иму­ще­с­т­вен­но на­пра­в­ле­но на суб­ъект). Та­кие спо­со­бы осо­з­на­ния ми­ра, се­бя и сво­ей свя­зи с ми­ром он на­звал уста­но­в­ка­ми че­ло­ве­че­с­кой пси­хи­ки. Юнг опре­де­лил их как эк­с­т­ра­ве­р­сию и ин­т­ро­ве­р­сию:

"Эк­с­т­ра­ве­р­сия есть, до из­ве­с­т­ной сте­пе­ни, пе­ре­ло­же­ние ин­те­ре­са во­в­не, от суб­ъе­к­та к об­ъ­е­к­ту" [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.].

Ин­т­ро­ве­р­си­ей Юнг на­звал об­ра­ще­ние ин­те­ре­са внутрь, ко­г­да "мо­ти­ви­ру­ю­щая си­ла при­на­д­ле­жит, пре­жде все­го, суб­ъе­к­ту, то­г­да как об­ъ­е­к­ту при­на­д­ле­жит са­мое бо­ль­шее вто­ри­ч­ное зна­че­ние" [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.].

В ми­ре нет ни чи­с­тых эк­с­т­ра­ве­р­тов, ни чи­с­тых ин­т­ро­ве­р­тов, но ка­ж­дый из нас бо­лее скло­нен к од­ной из этих уста­но­вок и дей­с­т­ву­ет пре­иму­ще­с­т­вен­но в ее ра­м­ках. "Ка­ж­дый че­ло­век об­ла­да­ет об­щи­ми ме­ха­ни­з­ма­ми, эк­с­т­ра­ве­р­си­ей и ин­т­ро­ве­р­си­ей, и то­ль­ко от­но­си­те­ль­ный пе­ре­вес од­но­го или дру­го­го опре­де­ля­ет тип" [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.].

Да­лее К. Г. Юнг ввел по­ня­тие пси­хо­ло­ги­че­с­ких фу­н­к­ций. Опыт ра­бо­ты с па­ци­е­н­та­ми дал ему ос­но­ва­ния утве­р­ж­дать, что од­ни лю­ди лу­ч­ше опе­ри­ру­ют с ло­ги­че­с­кой ин­фо­р­ма­ци­ей (ра­с­су­ж­де­ния, умо­за­к­лю­че­ния, до­ка­за­те­ль­с­т­ва), а дру­гие - с эмо­ци­о­на­ль­ной (от­но­ше­ния лю­дей, их чув­с­т­ва). Од­ни об­ла­да­ют бо­лее ра­з­ви­той ин­ту­и­ци­ей (пред­чув­с­т­вие, во­с­п­ри­я­тие в це­лом, ин­с­ти­н­к­ти­в­ное схва­ты­ва­ние ин­фо­р­ма­ции), дру­гие - бо­лее ра­з­ви­ты­ми ощу­ще­ни­я­ми (во­с­п­ри­я­тие вне­ш­них и вну­т­рен­них ра­з­д­ра­жи­те­лей). Юнг вы­де­лил на этом ос­но­ва­нии че­ты­ре ба­зо­вые фу­н­к­ции: мы­ш­ле­ние, чув­с­т­во, ин­ту­и­цию, ощу­ще­ние и опре­де­лил их так:

Мы­ш­ле­ние есть та пси­хо­ло­ги­че­с­кая фу­н­к­ция, ко­то­рая при­во­дит дан­ные со­де­р­жа­ния пред­ста­в­ле­ний в по­ня­тий­ную связь. Мы­ш­ле­ние за­ня­то ис­тин­но­с­тью и ос­но­ва­но на вне­ли­ч­ных, ло­ги­че­с­ких, об­ъ­е­к­ти­в­ных кри­те­ри­ях.

Чув­с­т­во есть фу­н­к­ция, при­да­ю­щая со­де­р­жа­нию из­ве­с­т­ную цен­ность в смы­с­ле при­ня­тия или отве­р­же­ния его. Чув­с­т­во ос­но­ва­но на оце­но­ч­ных су­ж­де­ни­ях: хо­ро­шо - пло­хо, кра­си­во - не­кра­си­во.

Ин­ту­и­ция есть та пси­хо­ло­ги­че­с­кая фу­н­к­ция, ко­то­рая пе­ре­да­ет суб­ъе­к­ту во­с­п­ри­я­тие бес­со­з­на­те­ль­ным пу­тем. Ин­ту­и­ция - это сво­е­го ро­да ин­с­ти­н­к­ти­в­ное схва­ты­ва­ние, до­сто­ве­р­ность ин­ту­и­ции по­ко­и­т­ся на опре­де­лен­ных пси­хи­че­с­ких дан­ных, осу­ще­с­т­в­ле­ние и на­ли­ч­ность ко­то­рых ос­та­лись, од­на­ко, не­осо­з­нан­ны­ми.

Ощу­ще­ние - та пси­хо­ло­ги­че­с­кая фу­н­к­ция, ко­то­рая во­с­п­ри­ни­ма­ет фи­зи­че­с­кое ра­з­д­ра­же­ни­е. Ощу­ще­ние ба­зи­ру­е­т­ся на пря­мом опы­те во­с­п­ри­я­тия кон­к­ре­т­ных фа­к­тов.

На­ли­чие у ка­ж­до­го че­ло­ве­ка всех че­ты­рех пси­хо­ло­ги­че­с­ких фу­н­к­ций да­ет ему це­ло­ст­ное и ура­в­но­ве­шен­ное во­с­п­ри­я­тие ми­ра. Од­на­ко эти фу­н­к­ции ра­з­ви­ва­ю­т­ся не в оди­на­ко­вой сте­пе­ни. Обы­ч­но од­на фу­н­к­ция до­ми­ни­ру­ет, да­вая че­ло­ве­ку ре­а­ль­ные сред­с­т­ва для до­сти­же­ния со­ци­а­ль­но­го ус­пе­ха. Дру­гие фу­н­к­ции не­и­з­бе­ж­но от­с­та­ют от нее, что ни в ко­ем слу­чае не яв­ля­е­т­ся па­то­ло­ги­ей, а их "от­с­та­лость" про­яв­ля­е­т­ся лишь в сра­в­не­нии с до­ми­ни­ру­ю­щей. "Как по­ка­зы­ва­ет опыт, ос­но­в­ные пси­хо­ло­ги­че­с­кие фу­н­к­ции ре­д­ко или по­чти ни­ко­г­да не име­ют ра­в­ной си­лы или оди­на­ко­вой сте­пе­ни ра­з­ви­тия у од­но­го и то­го же ин­ди­ви­ду­у­ма. Обы­ч­но та или дру­гая фу­н­к­ция пе­ре­ве­ши­ва­ет как в си­ле, так и в ра­з­ви­тии" [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.].

Ес­ли же у че­ло­ве­ка, на­при­мер, мы­ш­ле­ние ока­зы­ва­е­т­ся на од­ном уро­в­не с чув­с­т­вом, то, как пи­сал Юнг, речь идет "об от­но­си­те­ль­но не­ра­з­ви­том мы­ш­ле­нии и чув­с­т­ве. Ра­в­но­ме­р­ная со­з­на­те­ль­ность и бес­со­з­на­те­ль­ность фу­н­к­ций яв­ля­е­т­ся при­зна­ком при­ми­ти­в­но­го со­с­то­я­ния ду­ха" [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.].

По до­ми­ни­ру­ю­щей фу­н­к­ции, ко­то­рая на­кла­ды­ва­ет свой от­пе­ча­ток на весь ха­ра­к­тер ин­ди­ви­да, Юнг опре­де­лял ти­пы: мы­с­ли­те­ль­ный, чув­с­т­ву­ю­щий, ин­ту­и­ти­в­ный, ощу­ща­ю­щий. До­ми­ни­ру­ю­щая фу­н­к­ция по­да­в­ля­ет про­яв­ле­ния ос­та­ль­ных фу­н­к­ций, но не в ра­в­ной сте­пе­ни. Юнг утве­р­ж­дал, что "чув­с­т­ву­ю­щий тип бо­ль­ше все­го по­да­в­ля­ет свое мы­ш­ле­ние, по­то­му что мы­ш­ле­ние, ско­рее все­го, спо­со­б­но ме­шать чув­с­т­ву. И мы­ш­ле­ние ис­к­лю­ча­ет, гла­в­ным об­ра­зом, чув­с­т­во, ибо нет ни­че­го, что бы­ло бы так спо­со­б­но ме­шать и ис­ка­жать его, как имен­но цен­но­с­ти чув­с­т­ва". Здесь мы ви­дим, что Юнг опре­де­лял чув­с­т­во и мы­ш­ле­ние как аль­те­р­на­ти­в­ные фу­н­к­ци­и. То­ч­но так же он опре­де­лил и дру­гую па­ру аль­те­р­на­ти­в­ных фу­н­к­ций: ин­ту­и­ция - ощу­ще­ни­е.

Юнг ра­з­де­лил все пси­хо­ло­ги­че­с­кие фу­н­к­ции на два кла­с­са: ра­ци­о­на­ль­ные (мы­ш­ле­ние и чув­с­т­во) и ир­ра­ци­о­на­ль­ные (ин­ту­и­ция и ощу­ще­ние).

"Ра­ци­о­на­ль­ное есть ра­зу­м­ное, со­о­т­но­ся­ще­е­ся с ра­зу­мом, со­о­т­вет­с­т­ву­ю­щее ему".

Юнг опре­де­лял ра­зум, как ори­е­н­та­цию на но­р­мы и об­ъ­е­к­ти­в­ные цен­но­с­ти, на­ко­п­лен­ные в со­ци­у­ме.

Ир­ра­ци­о­на­ль­ное по Юн­гу - это не что-­то про­ти­во­ра­зу­м­ное, а ле­жа­щее вне ра­зу­ма, на ра­зу­ме не ос­но­ван­но­е.

"Мы­ш­ле­ние и чув­с­т­во яв­ля­ю­т­ся фу­н­к­ци­я­ми ра­ци­о­на­ль­ны­ми, по­ско­ль­ку ре­ша­ю­щее вли­я­ние на них ока­зы­ва­ет мо­мент ра­з­мы­ш­ле­ния, ре­ф­ле­к­си­и. Ир­ра­ци­о­на­ль­ные же фу­н­к­ции суть те, це­лью ко­то­рых яв­ля­е­т­ся чи­с­тое во­с­п­ри­я­тие, та­ко­вы ин­ту­и­ция и ощу­ще­ние, по­то­му что они до­л­ж­ны для по­лно­го во­с­п­ри­я­тия как мо­ж­но бо­лее от­ре­шить­ся от все­го ра­ци­о­на­ль­но­го. … В со­о­т­вет­с­т­вии со сво­ей при­ро­дой [ин­ту­и­ция и ощу­ще­ние] до­л­ж­ны быть на­пра­в­ле­ны на аб­со­лю­т­ную слу­чай­ность и на вся­кую во­з­мо­ж­ность, по­это­му они до­л­ж­ны быть со­ве­р­шен­но ли­ше­ны ра­ци­о­на­ль­но­го на­пра­в­ле­ни­я. Вслед­с­т­вие это­го я обо­з­на­чаю их как фу­н­к­ции ир­ра­ци­о­на­ль­ные, в про­ти­во­по­ло­ж­ность мы­ш­ле­нию и чув­с­т­ву, ко­то­рые суть фу­н­к­ции, до­сти­га­ю­щие сво­е­го со­ве­р­шен­с­т­ва в по­лном со­г­ла­со­ва­нии с за­ко­на­ми ра­зу­ма" [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.].

И ра­ци­о­на­ль­ный, и ир­ра­ци­о­на­ль­ный по­дход мо­гут сы­г­рать свою роль в ре­ше­нии ра­з­ных си­ту­а­ций. Юнг пи­сал: "сли­ш­ком бо­ль­шое ожи­да­ние или да­же уве­рен­ность в том, что для ка­ж­до­го кон­ф­ли­к­та до­л­ж­на су­ще­с­т­во­вать во­з­мо­ж­ность ра­зу­м­но­го ра­з­ре­ше­ния, мо­жет по­ме­шать его дей­с­т­ви­те­ль­но­му ра­з­ре­ше­нию на ир­ра­ци­о­на­ль­ном пу­ти".

Ис­по­ль­зуя вве­ден­ные по­ня­тия, Юнг по­ст­ро­ил ти­по­ло­ги­ю. Для это­го он ра­с­с­мо­т­рел ка­ж­дую из че­ты­рех пси­хо­ло­ги­че­с­ких фу­н­к­ций в двух уста­но­в­ках: как в эк­с­т­ра­ве­р­т­ной, так и в ин­т­ро­ве­р­т­ной и опре­де­лил со­о­т­вет­с­т­вен­но 8 пси­хо­ло­ги­че­с­ких ти­пов. Он утве­р­ж­дал: "как эк­с­т­ра­ве­р­ти­ро­ван­ный, так и ин­т­ро­ве­р­ти­ро­ван­ный тип мо­жет быть или мы­с­ли­те­ль­ным, или чув­с­т­ву­ю­щим, или ин­ту­и­ти­в­ным, или ощу­ща­ю­щим". По­дро­б­ные опи­са­ния ти­пов Юнг при­вел в сво­ей кни­ге "Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы". Для лу­ч­ше­го по­ни­ма­ния ти­по­ло­гии Юн­га све­дем все 8 ти­пов в таб­ли­цу (таб­л. 1).

Не сле­ду­ет за­бы­вать, что жи­вой че­ло­век, хо­тя и при­на­д­ле­жа­щий к ка­ко­му-­то из ти­пов ли­ч­но­с­ти, не ста­нет все­гда про­яв­лять ти­по­ло­ги­че­с­кие че­р­ты. Речь идет лишь о пред­по­ч­те­ни­ях: ему удо­б­нее, ле­г­че по­сту­пать в со­о­т­вет­с­т­вии со сво­им пси­хо­ло­ги­че­с­ким ти­пом. Ка­ж­дый че­ло­век ус­пе­ш­нее в де­я­те­ль­но­с­ти, свой­с­т­вен­ной его ти­пу ли­ч­но­с­ти, но он при же­ла­нии име­ет по­лное пра­во ра­з­ви­вать в се­бе и при­ме­нять в жи­з­ни и в ра­бо­те и свои сла­бые ка­че­с­т­ва. При этом не­об­хо­ди­мо знать, что та­кой путь ме­нее ус­пе­шен и ча­с­то ве­дет к не­вро­ти­за­ци­и. Юнг пи­сал, что при по­пы­т­ках из­ме­нить тип ли­ч­но­с­ти че­ло­век "ста­но­ви­т­ся не­вро­ти­че­с­ким, и его из­ле­че­ние во­з­мо­ж­но то­ль­ко че­рез вы­я­в­ле­ние ес­те­с­т­вен­но со­о­т­вет­с­т­ву­ю­щей ин­ди­ви­ду­у­му уста­но­в­ки" [К.Г. Юнг. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы. - СПб.: "Юве­н­та" - М.: "Про­гре­сс - Уни­верс", 1995.].

  Ра­ци­о­на­ль­ные Ир­ра­ци­о­на­ль­ные
Эк­с­т­ра­ве­р­ты Эк­с­т­ра­ве­р­т­ный мы­с­ли­те­ль­ный тип Эк­с­т­ра­ве­р­т­ный ощу­ща­ю­щий тип
Эк­с­т­ра­ве­р­т­ный чув­с­т­ву­ю­щий тип Эк­с­т­ра­ве­р­т­ный ин­ту­и­ти­в­ный тип
Ин­т­ро­ве­р­ты Ин­т­ро­ве­р­т­ный мы­с­ли­те­ль­ный тип Ин­т­ро­ве­р­т­ный ощу­ща­ю­щий тип
Ин­т­ро­ве­р­т­ный чув­с­т­ву­ю­щий тип Ин­т­ро­ве­р­т­ный ин­ту­и­ти­в­ный тип

Таб­ли­ца 1 Пси­хо­ло­ги­че­с­кие ти­пы К. Г. Юн­га

-----------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: