Цель обеих хутб.
Хукм обеих хутб.
Джумхур сказали, что обе хутбы уаджиб, ввиду постоянства в совершении их, и посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, делал их всегда.
Хутбы основаны на том, что они основаны на поминании, восхвалении и возвышения Аллаха. В хутбе должны упоминаться основы Ислама, Таухида. Необходимо вспоминать про Рай, Ад и про ахира. Должны упоминать о том, что следует следовать велениям Аллаха, которые вызовут его довольство и остерегаться того, что может навлечь гнев Аллаха. Хутбу делали по обстоятельствам, т.е. тема должна быть актуальной. Пример, скоро Рамадан, значит надо поднимать темы поста. Хутбу надо начинать с восхваления Всевышнего и словами шахады. Любая хутба, в которой нет шахады, подобна скованной руке, т.е. от неё нет пользы и это о любом собрании верующих. Хутбу надо давать на лёгком и понятном языке, ориентироваться надо даже на самом безграмотном, не надо пытаться говорить умными словами и пытаться выставить себя умным.
Условие таково, что она должна быть достоверной, также как и шахада и восхваление, также должны быть прочитаны любые аяты из Корана.
|
|
Более перевешивающее мнение на том, что все эти условия не являются условиями достоверности хутбы.
Ибн Усеймин сказал: Правило: «Любое действие посланника Аллаха, алейхи саляту уа салям, которое не сопровождается его приказом, — это не является уаджибом.»
Дуа за посланника Аллаха, алейхи саляту уа салям, — не пришло на это никаких указаний.
Но, произнести шахаду, — это уаджиб, но не шарт. (Сказал аль-Аззази).
Сказал шейх аль-Ислам Ибн Теймийа, что любой вид хутб, не только во время джума, является уаджибом сказать слова шахады.
Ибнуль-Кайим сказал, что дуа за пророка, алейхи саляту уа салям, не уаджиб, а шахада уаджиб.
Сказал аш-Шаукани то, что, по мнению джумхура, чтение Курана в хутбе не является фардом.
Передают со слов Амры, сказавшей: «Я брала (суру) «Каф, клянусь Кураном славным…» (50: 1) из уст Посланника Аллаха, в пятницу. Он читал ее на минбаре каждую пятницу». (Сахих Муслим № 872)
Но читать можно любые суры во время хутбы, также как и ограничение во времени, т.е. можно прочитать в начале, середине и в конце хутбы, это на усмотрение имама.
Сказал ас-Саади, в «аль-Мухтарат аль-Джалиййа», что «обусловливание этих условий, т.е. произнесение шахады, восхваления, чтение Курана, дуа и т.д. нет указания на то, что отсутствие этого указывает на недействительность хутбы. Самое главное, это сделать саму хутбу – увещевание. Из полноценности хутбы это совершение этих дел. Но восхвалять, таким образом, как нам было указано».
И если совершить эти действия, но не сделать проповеди, то это неправильно.
Примечание: хутба – сунной её начинать со слов «Ин альхамдулиЛляхи….» и т.д.