Опоздание на джума-намаз.
Если муслим опоздал на джума и успел присоединиться к джамаату только во 2 рак., то:
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто успел хотя бы на один рак‘ат пятничного или любого другого намаза, пусть совершит оставшийся рак‘ат, и тогда его намаз будет завершенным». Этот хадис передали ан-Насаи, Ибн Маджа и ад-Даракутни, и текст хадиса принадлежит последнему. Цепочка рассказчиков хадиса – достоверная, но Абу Хатим назвал его отосланным. (См. Булюг аль-Марам № 438.)
Если же он успел присоединиться только после руку’, то он присоединяется и берёт намерение читать зухр.
Это мнение джумхура, включая имама Малика, аш-Шафии и Ахмада. Также шейх Ибн Усеймин сказал, что кто успел на второй ракаат, то пусть доделает джума, если не успел, то пусть совершит зухр. Также это мнение Ибн База и аль-Мунаджида.
Сказал Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах): “Кто пропустил два рак’ата пятничной молитвы, то пусть совершит четыре рак’ата обеденной”. Ибн Абу Шайба.
|
|
Мнение ханифитов и зохиритов на том, что если успел даже на ташаххуд, то успел и на молитву. Они сделали кыяс и говорят, что в хадисах приходит, что «тот, кто успел совершить земной поклон..» (См. «Булюг аль-Марам 158-159»), имеется ввиду не ракаат, а саджда, таким образом, если кто-то успеет хотя бы на рукн молитвы, независимо какой, то он застиг молитву.
Но это аналогия ошибочная, ибо затем один из рассказчиков хадиса сказал: «Под земным поклоном подразумевается рак‘ат ». Этот хадис передал Муслим.
Также они аргументировали своё мнение следующим хадисом:
Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды,) когда мы совершали молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал (позади себя) шум и крики людей. Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “В чём дело?” Они ответили: “Мы спешили на молитву”. Тогда он сказал: “(Впредь) не делайте так! Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами совершите самостоятельно”». (Сахих аль-Бухари, № 635)
Хутба, сидение, хутба – таков распорядок.
Ибн Умар сказал: «Посланник Аллаха, проповедовал в пятницу стоя, затем присаживался, а потом вновь вставал». Он сказал: «Сегодня вы делаете это точно также». (Сахих аль-Бухари № 920 и Муслим № 861)
Джабир Ибн Сумра сказал: «У Пророка, было две проповеди, между которыми он присаживался (ненадолго). (Произнося эти проповеди), он читал Коран и напоминал людям (об истине)». (Сахих Муслим № 862)