Урок 13

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте себестоимость, как важнейший технико-экономический показатель, уровень которого влияет на конкурентоспособность предприятия.

2. Как классифицируют затраты, входящие в себестоимость?

3. Назовите основные затраты, входящие в себестоимость буровых работ и проанализируйте их влияние на уровень себестоимости предприятия в целом.

4. Предложите мероприятия, направленные на снижение себестоимости буровых работ и обоснуйте их на примерах.

5. Назовите накладные затраты, входящие в себестоимость и проанализируйте их влияние на уровень себестоимости предприятия в целом.

6. Расскажите о плановых накоплениях, как составной части сметной стоимости строительства скважин и ГРР.

7. Определить сметную стоимость строительства скважины, если прямые затраты составляют 350 тыс.д.е., накладные 50 тыс.д.е. Определить структуру сметной стоимости.

Тема 1.12: Прибыль и рентабельность, конкурентоспособность предприятия.

План:

1. Прибыль предприятия – как экономическая категория.

2. Рентабельность и способы ее определения.

3. Проблемы конкурентоспособности нефтегазовой отрасли РК.

§1. Прибыль предприятия – как экономическая категория.

Каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль она сможет получить.

Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Затраты на производство продукции (издержки производства) могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов.

Прибыль выступает как разность между доходами от продажи товаров (выполненных работ) и текущими затратами (себестоимостью).

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).

Прибыль выполняет две важнейшие функции:

  1. характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
  2. является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль – важнейший элемент доходов государственного бюджета).

Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль.

Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков.

Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия, которое самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли. Эти направления могут быть следующими:

  1. резервный фонд создается на случай прекращения деятельности и покрытия кредиторской задолженности, а также для преодоления форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, землетрясение, техногенная катастрофа);
  2. фонд накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных фондов, формирования оборотных средств, создания нового имущества;

фонд потребления предназначается для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия. В геологоразведке прибыль формируется из плановых накоплений и экономии от снижения себестоимости геологоразведочных работ. Расчет обеих частей прибыли осуществляется на основе объема геологоразведочных работ в денежном выражении, т.е. сметы затрат на выполнение геологического задания.

Главным фактором роста прибыли является повышение производительности труда, обеспечивающее увеличение объема производства продукции и, следовательно, денежных доходов предприятия и снижающее затраты труда на единицу продукции (работ), ее себестоимость. Важное значение для роста прибыли имеет экономия материальных затрат на производство продукции (работ), улучшение ее качества, повышение эффективности использования основных и оборотных производственных фондов, естественные условия производства.

§2. Рентабельность и способы ее определения.

Абсолютный размер прибыли не может служить достаточным основанием для характеристики качества работы предприятий. Прибыль, получаемая предприятием, зависит от характера изготовляемой продукции и объема производства, который в свою очередь является функцией ряда факторов: размера производственных фондов, численности работающих, производительности их труда. Поэтому о качестве работы предприятия правильнее судить по относительному показателю, выражающему степень прибыльности по отношению к тому или иному фактору производства. Такой показатель принято называть рентабельностью.

Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Различают «рентабельность производства» и «рентабельность продукции».

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия; она определяется как процентное соотношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств.

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции. Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.

Уровень рентабельности геологических организаций рассчитывают как отношение годовой прибыли к объему завершенных геологоразведочных работ (по сметной стоимости).

Повышение рентабельности предприятий обеспечивается внедрением достижений научно-технического прогресса, рациональным использованием производственных фондов, трудовых и природных ресурсов. Непосредственное влияние на изменение рентабельности оказывают увеличение объема производства продукции, снижение издержек предприятий, более полное использование средств труда, сокращение продолжительности времени оборота фондов предприятия.

§3. Проблемы конкурентоспособности нефтегазовой отрасли РК.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность товаров — способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами предложения, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, количество конкурирующих продавцов, ситуация на рынке, колебания спроса.

Нефтегазовый комплекс является составной частью национальной экономики, и ему, в той или иной степени, присущи многие ее недостатки и проблемы. Проблема повышения конкурентоспособности требует решения ряда научно-технических, производственных, экономических, социальных и экологических задач. Известно, что конкурентоспособность определяется несколькими факторами, наиболее значимым из которых сегодня является наличие эффективно функционирующей системы менеджмента качества. В настоящее время национальная система технического регулирования приводится в соответствие с мировой практикой, что является одним из условий вступления Республики Казахстан в ВТО. Крупные и диверсифицированные экономики быстрее повысят конкурентоспособность, если сумеют улучшить состояние отраслей-поставщиков.

В последнее время роль рынка нефти и нефтепродуктов в функционировании экономики многих государств значительно возросла. Развитие нефтегазовой промышленности оказывает огромное влияние на политические и социальные аспекты жизнедеятельности Республики Казахстан, а также на развитие многих других отраслей экономики.

Республика Казахстан обладает большими запасами углеводородного сырья, что, тем не менее, еще не является гарантией процветания. Необходимо найти свое место в системе мировых рынков, что позволит получать наибольшие коммерческие результаты и политические выгоды.

Мировые нефтяные рынки представляют собой довольно сложную структуру, включающую в себя добычу, экспорт и перераспределение углеводородных ресурсов, на которую оказывают влияние такие факторы, как выбор основных маршрутов экспортных трубопроводов, конъюнктура рынка, качество сырья, уровень цен и др. Для Казахстана основной статьей экспорта является нефть и газовый конденсат, удельный вес которых составляет более 50% в общем объеме.

Перспективы развития нефтегазового комплекса Казахстана нельзя рассматривать в отрыве от тенденций, преобладающих на мировых рынках энергоносителей. Развитие мировых рынков энергоносителей в свою очередь будет зависеть от темпов экономического роста в мире.

Функционирование мирового рынка нефти в период до 2025 года будет происходить в условиях превышения мощностей по добыче нефти над прогнозируемым спросом. Причем резервы по предложению нефти будут сосредоточены исключительно в странах Персидского залива.

Поскольку большая часть добываемой нефти в Казахстане будет экспортироваться, проблема запасов нефти непосредственно связана с вопросом международной конкурентоспособности. Производственные издержки по добыче нефти в Казахстане существенно разнятся в зависимости от месторождения.

В связи с тем, что на сегодняшний момент добычи нефти на шельфе Каспия не производится, прогнозная себестоимость добычи нефти с учетом ее глубокого залегания составляет 9, 75 доллара за барр. Для сравнения, себестоимость добычи нефти на Ближнем Востоке (суша) составляет 1 – 4 доллара за барр., в России – 3, 6, в Африке - 5, в Северной Америке (шельф) – 14-27, в Латинской Америке (шельф) – 9 - 12, в Азербайджане (шельф) – 7-8 долларов за барр.

К производственным издержкам по добыче нефти на шельфе Каспия необходимо добавить издержки по ее транспортировке и транзиту существенно более высокие для Казахстана из-за сложности маршрутов, чем в конкурирующих регионах.

С учетом транспортных расходов себестоимость каспийской нефти будет составлять 12,8-14 долларов за баррель. Учитывая примерную рентабельность (10%), а также то, что среднестатистическая экспортная стоимость казахстанской нефти исторически составляет 0,75 – 0,90 от мировой цены на нефть марки «брент», минимальная мировая цена, при которой каспийская нефть будет конкурентоспособной в зависимости от маршрута транспортировки составляет 15-19 долларов за баррель.

У большинства конкурирующих регионов, с учетом более низких транспортных расходов, минимальная мировая цена, обеспечивающая достаточную рентабельность, значительно ниже. Таким образом, в случае, если будут поддерживаться низкие мировые цены на нефть, каспийская нефть может оказаться неконкурентоспособной на мировом рынке.

Для Казахстана наиболее перспективным является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, где имеется ряд крупных потребителей сырья и, в первую очередь, Китай. По оценкам экспертов в ближайшее время темпы годового роста спроса на углеводородное сырье здесь будут составлять до 4%. Другим альтернативным регионом реализации казахстанской нефти высокого качества может быть Средиземноморский рынок, отличающийся большой емкостью и стабильностью.

В ближайшее время в Казахстане ожидается значительный рост объемов добычи нефтегазовых ресурсов, в связи с чем необходимо уже сегодня начать подготовку соответствующей базы для торговли ею на мировой арене целесообразно заострить внимание на качественных параметрах, добываемых в мире нефти.

Казахстанские нефтяные компании являются важнейшими участниками мировых нефтяных рынков. В связи с этим повышается значимость вопросов качества нефти и нефтепродуктов, их соответствия европейским стандартам и национальным сертификациям.

Качество продукции и цена потребления — важные и главные, но не единственные факторы конкуренции. Недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно — приобретать имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением (развитие сбытовой сети, рекламная деятельность и т. п.). Вместе с тем общеизвестно, что качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.

Нефти наиболее крупных казахстанских месторождений с экспортной ориентацией проигрывают по качественным параметрам всем названным сортам, что в конечном итоге снижает их конкурентоспособность. Экспортную казахстанскую продукцию условно можно разделить на две группы. Первая - нефть месторождений Карачаганак и Тенгиз, легкая, но с высоким содержанием серы. Вторая группа - нефти всех остальных месторождений, которая в смеси будет близка по качеству российскому сорту «юралс». Мангистауские нефти содержат большое количество парафинов, бузачинские же характеризуются высоким содержанием металлов. С позиции комплексного использования сырья наиболее выгодным вариантом является извлечение парафинов, ванадия, никеля в местах добычи, для того, чтобы транспортировать на нефтяные рынки уже очищенное сырье.

Картина спроса на нефть по странам и регионам мира в еще большей степени осложняется сезонными колебаниями в характере торговли. Потребление бензина достигает максимального уровня летом, тогда как запросы на отопительные нефтепродукты достигают своего максимума в зимний период. Рост потребления отдельных нефтепродуктов может резко колебаться в зависимости от специфических особенностей промышленного роста в различных странах, вследствие отсутствия возможности получения энергии за счет альтернативных источников, после засушливого периода или вследствие правительственных мероприятий по ограничению загрязнения окружающей среды и переключение электростанций на другие виды топлива.

Эти соображения могут послужить убедительным практическим объяснением одной из основных особенностей крупнейших нефтяных компаний мира, а именно их вертикальной интеграции на всех этапах деятельности – от нефтедобычи до розничной торговли готовой продукцией, что в значительной степени повышает их конкурентоспособность.

Т.о., можно сделать вывод, о том, что к основным направлениям повышения конкурентоспособности нефтегазового комплекса Казахстана можно отнести разработку и реализацию программ, предусматривающих:

Ø модернизацию производственных мощностей на основе общего повышения инвестиционной привлекательности комплекса;

Ø внедрение новой и новейшей техники на нефтяных и газовых месторождениях;

Ø содействие привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций;

Ø разработку и освоение новых газовых месторождений, увеличение добычи нефти на шельфе Каспийского моря;

Ø расширение сырьевой базы нефтегазодобывающего комплекса;

Ø ужесточение требований к энергосбережению;

Ø стимулирование диверсификации товарной структуры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;

Ø диверсификацию рынков сбыта энергоресурсов;

Ø формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии;

Ø участие акционерных обществ и компаний в международных проектах транспортировки энергоресурсов;

Ø переориентацию использования энергоресурсов с топливных на сырьевые цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: