Урок 10

Контрольные вопросы.

1. Расскажите о трёх составляющих процесса труда. Что такое нормирование труда?

2. Почему техническое нормирование труда считается предпосылкой эффективной работы предприятия?

3. Какие задачи решаются в процессе технического нормирования труда?

4. Охарактеризуйте структуру производственного процесса.

5. Расскажите о классификации затрат рабочего времени исполнителя.

6. Какие существуют виды наблюдений при изучении затрат рабочего времени?

7. Проанализируйте основные методы нормирования труда: суммарный и аналитический. В чём их плюсы и минусы?

8. Какие Вы знаете нормы затрат труда и в чём их экономическая сущность? Почему нормы труда необходимо периодически пересматривать?

Тема 1.9: Научная организация труда.

План:

1. Основные понятия о труде и его организации.

2. Сущность и задачи научной организации труда (НОТ).

3. Основные направления НОТ:

3.1. Совершенствование разделения и кооперации труда.

3.2. Совершенствование организации рабочих мест.

3.3. Изучение и распространение передовых приемов и методов труда.

3.4. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3.5. Совершенствование условий труда.

§1. Основные понятия о труде и его организации.

Труд в экономической теории расценивается как деятельность человека, сопровождающаяся следующими обязательными условиями:

1) осмысленность трудовых действий;

2) энергозатратность;

3) общественно признанный полезный результат.

Организация труда на предприятии представляет собой сложную систему мероприятий по использованию человеческого труда в целях достижения полезного эффекта. Труд человека должен быть осознанным и результативным. Для нормального функционирования производства именно организованный труд людей является непременным условием. В процессе труда человек, воздействуя на предмет труда и превращая его в готовый продукт, расходует физическую и нервную энергию. Это характеризует процесс труда с физиологической стороны. С другой стороны, в процессе труда люди вступают в определенные общественные отношения. Следовательно, процесс труда выступает как общественное явление, организация которого зависит от социально-политического устройства общества, т.е. от господствующих производственных отношений. В целом, исследуя сущность процесса труда, необходимо иметь в виду как физиологическую, так и общественную его стороны.

Понятие «процесс производства» - более широкое, чем понятие «процесс труда», т.к. процесс производства представляет собой целый комплекс разнообразных трудовых процессов, каждый из которых – лишь определенная стадия. Кроме того, часто процесс производства включает и различные естественные процессы, когда на предмет труда воздействуют не только люди, но и силы природы. Процесс производства представляет собой единство трех факторов: предмета труда, орудий труда и самого труда, то есть целесообразной деятельности человека. Задачи организации этого производства состоят в том, чтобы рационально использовать, с одной стороны, труд людей, (живой труд), а с другой – орудия и предметы труда (овеществленный труд), средства производства.

§2. Сущность и задачи научной организации труда (НОТ).

В самом общем виде НОТ представляет такую организацию труда, которая основывается на широком использовании достижений современной науки и передового опыта.

Когда происходит совершенствование организации труда, говорят о НОТ. Развернутое определение НОТ: «НОТ – такая организация труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, что позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда и сохранение здоровья человека».

Т.о., НОТ должна решать следующие взаимосвязанные задачи:

1. экономическую – обеспечение наиболее полного и рационального использования техники, материальных и трудовых ресурсов и, следовательно, обеспечение роста производительности труда и повышение эффективности ГРР;

2. психофизиологическую – создание на производстве наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья, работоспособности человека – главной производительной силы общества;

3. социальную – обеспечение условий для повышения профессионального и культурного уровня работников, повышение содержательности и привлекательности труда.

Научная организация труда (НОТ) на предприятии обычно внедряют в три этапа. На первом этапе определяют основные направления и объекты совершенствования организации труда, создают творческую бригаду и разрабатывают план ее работы, анализируют состояние организации труда на объектах и данные анализа заносят в итоговые карты.

На втором этапе разрабатывают мероприятия по НОТ и определяют их эффективность, составляют план НОТ предприятия, в котором указывают содержание мероприятий, место и срок внедрения, ответственного исполнителя, рост производительности труда в результате этого мероприятия, затраты и условно-годовую экономию. Составленный план обсуждают на технико-экономическом совете предприятия, после чего его утверждают директор (управляющий).

Третий этап – внедрение намеченных мероприятий с контролем постоянного их функционирования, определение фактической эффективности, составление отчета о проведенной работе.

§3. Основные направления НОТ.

1. Совершенствование разделения и кооперирования труда, предусматривающие рациональную расстановку работников, уплотнение рабочего дня, совмещение профессий, четкое установление функций, прав, обязанностей и ответственности каждого работника.

2. Совершенствование организации рабочих мест – это улучшение их обслуживания, планировки в пространстве, оснащения в соответствии с характером конкретной работы.

3. Изучение и распространение передовых приемов и методов труда – отбор наиболее рациональных приемов и методов труда, исключающих лишние движения, утомление, потерю рабочего времени.

4. Подготовка и повышение квалификации кадров – организация обучения на производственно-технических курсах, курсах целевого назначения с отрывом и без отрыва от производства.

5. Совершенствование нормирования труда – разработка технически обоснованных норм затрат труда, оказание помощи работникам в освоении норм.

6. Улучшение условий труда – обеспечение благоприятных производственных условий, научно обоснованных режимов труда и отдыха, создание безопасных условий труда, укрепление трудовой и технологической дисциплины, развитие творческой инициативы.

Все эти направления НОТ взаимосвязаны и в равной степени являются важными. Однако, получить наибольший экономический и социальный эффект возможно только при одновременном использовании всех направлений НОТ.

3.1. Совершенствование разделения и кооперации труда.

Разделение труда – это обособление (разграничение) различных видов трудовой деятельности работников в процессе их совместного труда. Существуют следующие виды разделения труда: общее, частное и единичное.

Общее разделение труда – это обособление различных видов трудовой деятельности в масштабе всего общества (например, разделение труда между городом и деревней, между промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и т.д.).

Частное разделение труда происходит внутри отраслей (например, в сельском хозяйстве выделяют земледелие и животноводство, промышленность разделяют на добывающую и обрабатывающую, тяжелую, легкую, пищевую, транспорт – на автомобильный, железнодорожный и т.д.).

Единичное разделение труда происходит внутри предприятия. Наиболее распространенными его формами на ГРР являются: а) технологическое разделение труда – по признаку технологической однородности выполняемых работ (бурение скважин, проходка подземных горных выработок). На основе этой формы разделения труда формируются структурные подразделения предприятия: цеха, участки, рабочие места, а так же определяется рациональная численность работников в каждом структурном подразделении. Частным случаем технологического разделения является пооперационное разделение труда, когда технологический процесс разделяется на отдельные операции; б) функциональное разделение труда заключается в определении роли и места различных категорий работников при выполнении ГРР. При этом происходит деление работников, занятых в основных и обслуживающих цехах. Работники разделяются на рабочих, ИТР, служащих, МОП, охрану и учеников; в) профессионально-квалификационное разделение труда заключается в разделении труда в соответствии со сложностью и ответственностью выполняемых работ, деление работающих по профессиям (специальностям), разрядам, должностям.

Необходимо учитывать, что чрезмерное разделение труда имеет свои отрицательные стороны. Оно вызывает монотонность в работе и ведет к снижению производительности труда.

Разделение труда тесно связано с его кооперацией, т.е. установлением взаимосвязи между работниками.

Кооперация труда – объединение работников для планомерного и совместного участия в одном или разных, но связанных между собой производственных процессов. Кооперация труда может быть между цехами, участками, бригадами и внутри их. На предприятии разделение и кооперация труда осуществляется между структурными подразделениями (например, участками буровых работ, с одной стороны, и ремонтных мастерских, лабораторий, с другой стороны). Так же кооперация существует внутри бригад между отдельными исполнителями.

В зависимости от состава исполнителей и характера выполняемой работы различают специализированные и комплексные производственные бригады. Специализированные бригады, объединяющие работников одной профессии, выполняют однородные технологические процессы. Комплексные бригады, состоящие из рабочих различных профессий, выполняют разнородные работы единого производственного процесса изготовления продукции (выполнения работы). Комплексная форма кооперации труда предполагает освоение одним рабочим нескольких смежных специальностей, рациональное распределение функций между исполнителями, высокую организованность и слаженность в работе.

Нефтяной промышленности свойственна кооперация труда специализированных бригад в геологоразведке, в бурении и добыче нефти и газа. Наряду с буровыми бригадами, ведущими проходку, имеются подготовительные, вышкомонтажные и другие бригады. В нефтегазодобыче организуют бригады по добыче нефти и газа, бригады по подземному и капитальному ремонту скважин, ремонту наземного оборудования и обслуживанию объектов добычи нефти и газа.

3.2. Совершенствование организации рабочих мест.

Рабочее место – часть производственной площади, закрепленная за одним или несколькими исполнителями и оснащенная необходимыми средствами для выполнения производственного задания (должностных обязанностей). Рабочие места очень разнообразны и поэтому существует их классификация по определенным признакам.

1. В зависимости от степени механизации и автоматизации различают:

- рабочие места ручной работы;

- частично механизированные, комплексно механизированные, автоматизированные.

2. В зависимости от количества обслуживаемого оборудования:

- одностаночные (одноагрегатные);

- многостаночные (многоагрегатные) рабочие места.

3. По степени специализации:

- специализированные;

- универсальные.

4. По количеству работников:

- индивидуальные;

- коллективные.

5. По возможности перемещения:

- стационарные;

- подвижные.

6. По расположению:

- в закрытых помещениях;

- на открытом воздухе.

Организация обслуживания рабочих мест существенно влияет на степень тяжести, утомительности и привлекательности труда. Чем рациональнее организованы рабочие места в бригадах, на участках, чем лучше обеспечены работающие всем необходимым для бесперебойной работы, тем выше работоспособность и производительность их труда.

Основными направлениями, общими для организации любого рабочего места, являются планировка, оснащение и система обслуживания.

Планировка рабочего места должна обеспечивать рациональное размещение на рабочем месте предметов и орудий труда, т.е. такое их расположение, при котором исполнитель мог бы нормально трудиться.

Каждое рабочее место должно оснащаться всем необходимым перечнем средств в соответствии со спецификой технологического процесса: основное и вспомогательное оборудование, инвентарь, инструменты, устройства ТБ.

Рабочее место в добыче нефти и газа представляет собой территорию с расположенными на ней скважинами. Особенностями нефтегазодобычи, предопределяющими организацию рабочего места, его специализацию, оснащение, планировку и обслуживание, являются: большая территориальная разбросанность производственных объектов, вызывающая необходимость переходов от объекта к объекту; отсутствие четкого разделения труда между исполнителями ввиду большого разнообразия трудовых приемов и методов работы.

Рабочее место буровой бригады – площадка территории, оснащенная всем необходимым для осуществления процесса бурения. На этой площадке расположены вышка, приемные мостки, насосное и силовое оборудование, система приготовления, очистки и обработки промывочной жидкости, блок горюче-смазочных материалов. Большую часть операций проводят внутри вышки на площадке около ротора, эту площадку принято называть основным рабочим местом буровой бригады. Здесь осуществляют наиболее трудоемкие и продолжительные по времени спуско-подъемные операции и непосредственный процесс бурения, сосредоточены средства автоматизации и малой механизации. Поэтому рациональная организация основного рабочего места в бурении имеет большое значение.

Особенности нефтегазодобывающего производства сказываются, прежде всего, на специализации рабочих мест. При четко выраженной специализации рабочего места в бурении, в добыче нефти она практически отсутствует. Здесь на одном рабочем месте осуществляют несколько видов производственных операций: регулирование технологического режима работы скважин; текущие ремонты; операции по воздействию на пласт и призабойную зону скважин и т.д. В связи с комплексной автоматизацией некоторые процессы регулируют с диспетчерского пункта. На этом рабочем месте многие трудовые процессы требуют применения ручного труда. Причем число объектов (скважин) непосредственно не связано с объемом добычи нефти, а зависит от геологических и организационных условий (расстояние между скважинами, рельеф местности, способ эксплуатации, тип оборудования, механизация и автоматизация).

Для добычи нефти и газа и буровых работ характерно стационарное оснащение рабочих мест (в виде устьевого оборудования скважин в нефтегазодобыче и бурового оборудования и механизмов в бурении). Временное оснащение осуществляют в добыче при проведении ремонтных, исследовательских и других работ. Например, перед подземным ремонтом скважин рабочее место каждый раз обустраивают необходимым оборудованием, инструментами, мостками со стеллажами, площадками для установки подъемника и т.д. Временное оснащение проводят также в бурении – при испытании скважин, геофизическом обслуживании, креплении скважин и т.д., когда дополнительно к буровой технике требуются другие средства труда.

3.3. Изучение и распространение передовых приемов и методов труда.

НОТ предполагает изучение и распространение передового опыта труда, его приемов и методов.

Метод труда – это способ выполнения производственного задания с применением определенных приемов, действий и движений в конкретной их последовательности. Для изучения и внедрения передовых приемов и методов труда необходимы следующие мероприятия:

    3.4. Подготовка и повышение квалификации кадров.

    Подготовка новых рабочих осуществляется следующими методами:

    1. Индивидуальное и бригадное обучение. В процессе такого обучения учащиеся прикрепляются к квалифицированному рабочему, бригадиру или мастеру. Процесс производственного обучения подразделяется на 4 этапа:

    - вводный – учащиеся знакомятся с профессией, организацией рабочего места, правилами внутреннего трудового распорядка, ТБ;

    - подготовительный – учащиеся осваивают рациональные приемы работы;

    - овладение профессией – учащиеся приобретают навыки для самостоятельного выполнения производственных операций;

    - заключительный – учащиеся закрепляют на практике полученные знания, самостоятельно выполняют производственные задания и способны сдать технический экзамен.

    Этот метод обучения предусматривает обязательный теоретический курс в объеме, утвержденном программой.

    2. Курсовое обучение. Проводится с отрывом и без отрыва производства для подготовки новых квалифицированных рабочих более сложных профессий, которым требуются значительные теоретические знания. Обучение проводится на курсах при управлениях, экспедициях и других организациях, имеющих необходимую учебно-материальную базу.

    Процесс обучения подразделяется на 2 этапа:

    - теоретическое обучение – теоретические и лабораторные занятия, проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских;

    - производственное обучение – на учебных полигонах или непосредственно на производстве.

    По окончании курсового обучения учащимся, успешно сдавшим квалификационные экзамены, выдается удостоверение установленного образца.

    3.5. Совершенствование условий труда.

    Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. При оценке состояния условий труда на буровых работах, а также разработке мероприятий по их улучшению, учитываются:

    1. психофизиологические факторы – включают физические и нервно-психические нагрузки, рабочую позу, темп и ритм работы, монотонность труда, режимы труда и отдыха;
    2. санитарно - гигиенические факторы – температура воздуха, влажность, скорость его движения и запыленность, различные виды излучений, освещенность, шум и вибрация;
    3. эстетические факторы – художественные и конструктивные качества оборудования, инструмента, одежды, окраску помещений и оборудования, озеленение, чистоту и порядок на рабочем месте;
    4. социально-психологические факторы – характер взаимоотношений между работниками, роль и стиль управление руководителей.

    Психофизиологические факторы.

    В зависимости от условий труда человек расходует определенное количество энергии на выполнение работы. Затраты энергии зависят от психических и физических нагрузок. Психические нагрузки характеризуются напряжением органов зрения и слуха, сосредоточенностью, вниманием. Физические нагрузки характеризуются величинами динамической и статической работ. Величина психических и физических нагрузок характеризует тяжесть работы. Все виды работ по тяжести делят на 3 группы: легкие, средние и тяжелые. Для уменьшения утомляемости большое значение имеют следующие факторы:

    1. рабочее положение человека в процессе выполнения работы. От него зависят расход энергии, дыхание и кровообращение, необходимо по возможности работать как стоя, так и сидя.
    2. Темп работы – это количество трудовых движений человека, выполняемых в единицу времени. В течение рабочего дня темп изменяется – в начале и в конце рабочего дня он замедлен.
    3. Ритм работы – это выполнение трудовых движений в определенной последовательности и через определенные промежутки времени. Устойчивый ритм приводит к сокращению потерь рабочего времени и не вызывает утомления.
    4. Монотонность работы – это длительное выполнение простых операций; при этом темп работы замедляется, внимание ослабевает, производительность труда снижается, качество работы ухудшается.

    Для предупреждения этих реакций рабочие операции укрупняют, переключают работников с выполнения одних операций на другие, активизируют отдых.

    Санитарно-гигиенические факторы.

    1. Освещенность рабочего места в значительной степени влияет на работоспособность человека, производительность труда, величину травматизма и здоровье, нервно-психические напряжения в процессе труда. Освещенность на рабочих местах классифицируется:

    - нормальная – соответствует нормам естественного и искусственного освещения;

    - неблагоприятная – освещенность понижена по сравнению с нормами более, чем на 40%.

    2. Шум и вибрация – с физической точки зрения – одинаковые явления, однако шум воспринимается слухом, а вибрация – осязанием. Шум – беспорядочное сочетание звуков. Шумы бывают воздушные и корпусные. Воздушные передаются по воздуху, корпусные – по конструкциям зданий, машин, оборудования. В зависимости от частоты колебаний шумы бывают низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. На самочувствие человека наибольшее отрицательное влияние оказывают высокочастотные шумы.

    3. Состояние воздушной среды – понятие «воздушная среда» рабочих мест включает метереологические условия (микроклимат): температуру, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, а также чистоту воздушной среды (загазованность и запыленность воздуха).

    Эстетические факторы.

    Эти факторы изучает производственная эстетика – дисциплина, раскрывающая действия объективных закономерностей прекрасного в сфере материального производства. К важнейшим факторам, определяющим уровень эстетических условий на производстве, относятся: цветовое оформление производственной среды, озеленение производственной территории, конструктивные особенности оборудования и производственных объектов и общая культура производства.

    Социально-психологические факторы.

    Их совершенствование направлено на формирование благоприятных межличностных отношений в коллективе, раскрытие творческого потенциала каждого работника и повышение общей эффективности производства путем повышения заинтересованности работников в своем труде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: