Эффективные параметры двигателя
Тепловой баланс двигателя
Как уже было сказано, из всего тепла, внесенного топливом в двигатель, только часть обращается в индикаторную работу. Часть тепла не выделяется из топлива вследствие неполноты сгорания, часть отдается стенкам цилиндра, а часть уносится в атмосферу с отработавшими газами. Распределение тепла, внесенного топливом, на индикаторную работу и по отдельным потерям принято называть индикаторным тепловым балансом двигателя. Если принять, что тепло, внесенное топливом, составляет 100%, то распределение тепла для двигателя АШ-62ИР будет примерно следующим:
25÷38% тепла обращается в индикаторную работу;
15÷25% тепла теряется вследствие неполноты сгорания;
10÷15% тепла отдается стенкам цилиндра и в охлаждающую среду (воздух, масло);
35÷45% тепла уносится с отработавшими газами.
Потери тепла сильно зависят от коэффициента избытка воздуха α и степени сжатия ε. Как видно из графика на рис. 2-2, при обеднении смеси резко увеличивается доля тепла, обращенного в индикаторную работу, а также снижаются потери тепла за счет неполноты сгорания. При увеличении степени сжатия ε индикаторная работа увеличивается, а количество тепла, уносимого с отработавшими газами, соответственно уменьшается. Например, при увеличении степени сжатия от е ε= 6,0 до ε= 7,0 и коэффициенте избытка воздуха α=1,0 тепло, обращенное в индикаторную работу, увеличится от 33 до 36%, а тепло, унесенное с отработавшими газами, снизится соответственно с 50 до 47%.
Из графиков на рисунке 2-2 следует, что максимальное индикаторное давление, а следовательно, и мощность двигателя достигается при α=0,85÷0,9, максимальный индикаторный КПД, а следовательно, минимальные потери — при α=1,05÷1,1. Поэтому для получения наибольшей мощности двигателя, например, при взлете самолета, топливовоздушную смесь необходимо обогатить (α≤0,85÷0,9), при полете на максимальную дальность— обеднить (α≤1,05÷1,1)*.
Эффективной мощностью двигателя называется мощность, передаваемая от коленчатого вала двигателя воздушному винту, обозначается она Ne.
Эффективная мощность двигателя без нагнетателя равна разности между индикаторной мощностью Ni и мощностью механических потерь NМ т.е. Ne = Ni − NM.
Эффективная мощность двигателя с нагнетателем равна разности между индикаторной мощностью, мощностью механических потерь NМ и мощностью, затрачиваемой на привод нагнетателя NН, т. Е. Ne = Ni − NM − NH.
Максимальная эффективная мощность двигателя АШ-62ИР составляет 1000 л.с.
Так же как и индикаторная мощность, эффективная мощность может быть выражена через рабочий объем двигателя, частоту вращения коленвала и некоторое условное постоянное давление ре:
где ре—среднее эффективное давление в кгс/см2.
Величина среднего эффективного давления характеризует напряженность работы двигателя и
составляет для двигателей без нагнетателя ре=9÷11 кг/см2, для двигателей с нагнетателем ре=12÷20 кг/см2.